Имеем рост минимальной зарплаты и к...
8 лет назад
Саратов получит трак... В результате встречи губернатора области Валерия Р...
Правительство област... Губернатор Валерий Радаев подписал распоряжение в ...
Из-за пожара в много... Как сообщили в пресс-службе МЧС по Саратовской обл...
Под колеса маршрутки... Сегодня, 15 декабря, примерно в 8:30 в Саратове по...
Недавнее назначение нового главы Росмолодежи навеяло воспоминания о «тяжелой доле молодежной политики», если можно так выразиться.
Намеренно беру в кавычки термин «молодежная политика», потому как до сих пор, как минимум у нас с коллегами, есть сомнения в существовании ее как таковой. Отдельные направления работы с молодежью – да, существуют, но не более того. Ведь под государственной молодежной политикой (ГМП), как мне помнится из читаемого мной же курса «Социология молодежи», понимается «деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека, молодежных объединений и инициатив». Из перечисленных условий, все последние годы начинали с конца…Но эффективны ли организационные условия, и пусть даже отчасти экономические, если нет четких правовых рамок «в этом поле»: внятных законов, концепций или стратегий?
А «доля тяжела» ее оттого, что весь постсоветский период ГМП похожа на бездомного, скитающегося по углам. Ни много, ни мало – вот таков был ее путь:
— январь 1992 года – введена распоряжением Президента должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи для координации усилий различных ведомств в области молодежной политики и для методического руководства профильными комитетами в субъектах,
— сентябрь 1992 года – создан Комитет по делам молодежи при Правительстве РФ,
— июнь 1994 года – образован Совет по делам молодежи при Президенте,
— август 1996 года – создан Государственный комитет РФ по делам молодежи,
— апрель 1998 года – очередная реорганизация, функции Комитета переданы Департаменту по делам молодежи в структуре Министерства труда и социального развития РФ,
— май 1999 года – восстановлен Госкомитет по делам молодежи, получивший статус федерального органа исполнительной власти,
— май 2000 года – на базе упраздненного Госкомитета создан Департамент по делам молодежи в структуре Министерства образования РФ, в последующем реорганизованный в Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки РФ (интересно, что Департамент в это время принимает решения о приоритетах и программах в сфере молодежной политики, а функции организационно-финансового обеспечения мероприятий возложены на Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию),
— 2007 год – очередное создание Госкомитета по делам молодежи РФ,
— 2008 год – ГМП уходит в ведение агентства при Министерстве спорта, туризма и молодежной политики,
— 2012 год – очередной переход Департамента в ведение Министерства образования и науки.
Позитивен ли опыт стольких реструктуризаций и переподчинений? Может оттого и не сформировалась молодежная политика у нас в сильную комплексную систему, что не успевала привыкнуть то к одному ведомству, то к другому?
Тем временем, всем и каждому понятно, что молодежь – та социально-демографическая группа, которая может быть как фактором ускорения, так и торможения всестороннего развития страны, региона, города. И зависит конечный итог от того, насколько молодежь:
а) — знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;
б) — обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;
в) — обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности общества и государства.
Пожалуй, самое главное из этих трех условий, к которому действительно сама по себе стремится уже не первое десятилетие современная молодежь – второе. Ведь последние годы россияне проявляют высокий спрос на образование во всем его многообразии, и фактически диктуют определенный вектор развития этой сферы. Причины, способствующие таковому потреблению образовательных услуг многообразны: желание получить дополнительный социальный капитал, способ отсрочить службу в армии, возможность территориальной мобильности для попадания на наиболее выгодные рынки труда, или, наоборот, средство отсрочки попадания на рынок труда, где существует дефицит вакансий.
Иначе дело обстоит с первым и последним тезисами-условиями. Если современные цели и задачи государственного и общественного развития нашей страны теперь уже можно считать сформулированными (прежде всего нашим Президентом в его Указах, Посланиях ФС РФ и публичных статьях), то вот увязывание их молодежью со своими собственными жизненными перспективами происходит сложнее. Конечно, это может быть обусловлено и своеобразной эгоцентричностью современного молодого поколения. Но ведь и молодежная политика сегодня скорее декларативна, нежели действенна, что изначально снижает ее имидж в глазах самой молодежи. Потому и, пусть даже успешное, выполнение третьего условия – обеспечение возможностями и ресурсами широких масс молодежи для активного включения во все сферы деятельности государства – приводит лишь к распылению этих средств.
Сегодня, когда мировые события в очередной раз доказывают нам, что в авангарде революционных действий всегда стоят молодые люди, когда культура потребительского поведения не собирается сдавать свои позиции (особенно плотно обосновавшись в молодежных умах), важно вложить в фундамент молодежной политики единую, скрепляющую молодежь нашей страны идею. И, кстати, сказать, в отличие от прошлого десятилетия сегодняшние молодые люди уже и сами формулируют запрос «как жить?» к интеллектуальной, политической, информационной элите. Оставлять без ответа такие запросы нельзя, ведь это ростки национального самосознания, а ими пренебрегать опасно!
Так что же ждет «молодежку» с приходом нового лидера? Новое содержание? Новые механизмы? Новые цели? А может новые структуры? Или новым будет только он? ………. Очень хочется надеяться, что «свежее дыхание» в Росмолодежи обернется настоящим «ветром перемен» во всей системе работы с молодежью. И Саратову – городу студенчества, городу молодежи – этот ветер нужен как никакому другому…
Маргарита Козлова