Имеем рост минимальной зарплаты и к...
8 лет назад
Саратов получит трак... В результате встречи губернатора области Валерия Р...
Правительство област... Губернатор Валерий Радаев подписал распоряжение в ...
Из-за пожара в много... Как сообщили в пресс-службе МЧС по Саратовской обл...
Под колеса маршрутки... Сегодня, 15 декабря, примерно в 8:30 в Саратове по...
Реакция первичных зрительных анализаторов в коре нашего мозга зависит от того, что именно мы слышим.
Мы знаем, что кора мозга специализирована: в ней есть зрительные участки, есть зоны, анализирующие слуховую информацию, есть те, которые отвечают за речь и т. д. И есть аналитические центры, которые связывают воедино разнородные данные. Но, говоря о специализации коры, следует понимать, что специализация эта не абсолютная, и разные участки коры могут принимать информацию, которая их как будто вовсе не касается.
Например, нейробиологи из Университета Глазго обнаружили, что зрительная кора воспринимает слуховые сигналы, предназначенные, по идее, для слуховой. Эксперимент выглядел так: десяти добровольцам завязывали глаза и давали послушать три разных звука – птичью песню, шум толпы и шум машин на дороге. Одновременно с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) наблюдали за активностью мозга. И вот оказалось, что первичная зрительная кора реагирует на звуки, причём её реакция зависит от характера звука.
В другом эксперименте удалось показать, что даже воображаемые образы, без какой-либо внешней зрительной или слуховой стимуляции, могут вызывать активность первичной зрительной коры. Результаты исследований опубликованы в журнале Current Biology.
Авторы работы полагают, что передача слуховой информации в зрительную кору имеет большое адаптивное значение: если индивидуум слышит поблизости хищника, то мозг готовится распознать его источник, и в потоке зрительных образов в первую очередь будет замечен тот, который указывает на опасность. О существовании связей между слуховой и зрительной корой биологи знали давно, однако до сих пор не было достаточно достоверных свидетельств, что эти связи помогают зрительной коре «слышать».
Вообще говоря, похожие случаи странного распределения информации между специализированными участками в мозге нейробиологи наблюдали и раньше. Например, эксперименты на глухих кошках показали, что некоторые области слуховой коры у них обрабатывают зрительную информацию (тут, правда, стоит подчеркнуть, что животные были глухими от рождения). С другой стороны, в прошлом году исследователи из Медицинского центра Университета Дьюка выяснили, что соматосенсорная кора у обезьян может отвечать на зрительные сигналы.
А нейробиологи из Калифорнийского университета в Беркли обнаружили, что кора мозга вообще может менять свои функции в зависимости от текущей задачи. То есть, например если нам нужно найти какую-то вещь, то в поиске и распознавании объектов участвует не только зрительная кора, но и области, отвечающие за абстрактное мышление, долговременное планирование и другие высшие когнитивные функции.
Разумеется, это не значит, что нам теперь нужно забыть о специализации коры мозга, в конце концов, клинические исследования говорят о том, что разные её участки выполняют преимущественно какую-то свою задачу. Однако не стоит также преувеличивать их изолированность друг от друга и недооценивать информационно-функциональную гибкость любых, даже очень специализированных, участков коры.