Имеем рост минимальной зарплаты и к...
8 лет назад
Саратов получит трак... В результате встречи губернатора области Валерия Р...
Правительство област... Губернатор Валерий Радаев подписал распоряжение в ...
Из-за пожара в много... Как сообщили в пресс-службе МЧС по Саратовской обл...
Под колеса маршрутки... Сегодня, 15 декабря, примерно в 8:30 в Саратове по...
Люди часто называют событиями какие-то случаи или факты, которые на самом деле, никакими событиями не являются. Но иногда действительно случается Событие – совместное бытие, как это случилось на спектакле театра «Версия».
Миссия театра – изменять среду. Семь лет назад экспериментальный театр, театр абсурда, ориентированный на интеллектуалов и самых взыскательных театралов, был буквально выдавлен из центра в Заводской район. Культурный шок прошел, и театр принялся осваивать новую для себя среду. Это было не просто, но Заводской район признал «Версию» своим театром, и по воскресеньям – аншлаг, зрители идут в театр. И это очень благодарные зрители, готовые к сложной драматургии и нешаблонным версиям.
Курочка Ряба – сказка, которую скороговоркой можно рассказать за минуту, а можно превратить в педагогическую поэму и философскую притчу, где метафора раскрывается за метафорой. В спектакле «Загадки Курочки Рябы» артисты играют клоунов, которые, в свою очередь, играют в учителей и школу. Я не раз наблюдала реакцию, когда в начале спектакля учителя напрягаются – вот ещё одни делают из нас клоунов! Но постепенно оттаивают. Конечно, не Виктор Сергиенко – педагог от бога, вырастивший не одно поколение актёров и режиссеров, и не Татьяна Чупикова, почти пятнадцать лет проработавшая в школе руководителем знаменитого детского театра «Асахи», станут насмехаться над учителями.
Работать в школе непросто. Прошло каких-то двадцать лет и миф об «эффективном менеджере» развенчал себя сам. И снова учёные и педагоги, некогда заклеймённые как противники экономического прогресса, стали говорить о том, что образование и культура не могут быть простой «услугой населению». Это будущее страны, её стратегический гуманитарный резерв. Не нефтью единой живёт страна. То о чём знают все нормальные люди и чего никогда не поймёт «эффективный менеджер» от культуры или образования: — Миссия театра, как и образования – воспитание и развитие человека, а отнюдь не только развлечение и оболванивание ради прибыли. И в то время, когда уже и тюз роняет свою планку до антрепризных концертов, театр «Версия» остаётся верен себе и зрителям.
Для меня всегда чудо бытия, когда самые обездоленные оказываются самыми щедрыми людьми. Мне повезло, и я часто видела, как хорошие актёры заставляли плакать зрительный зал, но я назову настоящим чудом то, что маленькая приютская девочка заставила плакать актёров на сцене. Плакать настоящими искренними слезами сочувствия и восхищения.
Маленькие зрители – самое суровое испытание для актёров.
– У нас сегодня очень маленькие зрители, — за сценой, перед самым началом спектакля сказал художественный руководитель театра Виктор Владимирович Сергиенко своим актёрам. На первых двух рядах, на vip-местах аккуратно рассаживались дети-сироты, опекаемые фондом «Возрождение». Возраст от 3-х до 15-ти. Как поведут себя! Не будут ли мешать остальным зрителям, купившим билеты?
Задача режиссёра сделать спектакль доступным любому зрителю. Виктор Владимирович вышел в зал и начал рассказывать саратовским школьникам о том, что сегодня в театре новые совсем маленькие зрители и нужно отнестись к ним, как к младшим братьям и сёстрам. На улице такому не научат. Вчерашние беспризорники и благополучные дети — по разные стороны баррикад. Но в театре дети поняли и приняли это искренне, режиссёра, работающего по системе Станиславского, не проведёшь, но не поверить зрителям было невозможно – весь зал действительно стал братьями и сёстрами этих двух первых рядов.
— Все мы любим сказки. «Что за прелесть эти сказки?», — кто сказал?
И вдруг, тоненький голосок из зала: — Пускин.
— Кто это сказал!? Я хочу видеть этого человека, который читал Пушкина!
И маленький смелый человечек впервые в большом театре получил свои настоящие заслуженные аплодисменты.
Конечно, артисты вынуждены были подстраиваться под зрителей – немного приглушили звук, взаимодействуя с залом, играть пришлось сложнее и проще – и в спектакле открылись новые смысловые и жанровые резервы. Спектакль весь построен на диалогах, и диалогах со зрительным залом, в том числе. Сергиенко любит повторять фразу Товстоногова: «Сверхзадача спектакля лежит в зрительном зале». Атмосфера в зале царила славная – участие, добро, теплынь душевная.
Дети и актёры постепенно разбирались, а что же может быть в золотом яйце? – Золотая яичница? Деньги? Золото? Ничего?
— А что будет, если яйцо не разбивать? – И возникает почти метафизический выбор – тронуть или сберечь это золотое яйцо…
Яйцо не тронуто и случается чудо: золотое яйцо превращается в ребёнка! Измученная бабка пытается поспать хоть немного и укачать ребёнка. Но малыш всё плачет и плачет…
И вдруг с первого ряда раздаётся совсем детский голосок, в котором сосредоточен и опыт голодного детства и весь смысл человеческой доброты: — Покорми! Покорми ребёнка!
Ради таких моментов актеры выходят на сцену, ради таких моментов и существует театр.
Алёна Сластихина