Имеем рост минимальной зарплаты и к...
9 лет назад
Саратов получит трак... В результате встречи губернатора области Валерия Р...
Правительство област... Губернатор Валерий Радаев подписал распоряжение в ...
Из-за пожара в много... Как сообщили в пресс-службе МЧС по Саратовской обл...
Под колеса маршрутки... Сегодня, 15 декабря, примерно в 8:30 в Саратове по...
Мне иногда кажется, что каждый житель Саратова знаком хоть с одним из Ивановых. Не просто ивановых, а семьи ИВАНОВЫХ. Той семьи, которая значится на афише художественного училища, извещающей об открытии выставки «Семья», и перечисляющей семь ИМЕН. Только два имени из этого списка носит иную фамилию, потому что Илья Иванович Разогреев, российский «глубинный» художник, отдал дочь в семью Константина Иванова, художника из соседской «глубинки». Оба работали на берегах Дона, один в Ростове, другой в Таганроге, и оставили в наследство не ковши злата-серебра, а прекрасные художественные полотна в манере сурового русского реализма. И времена были не простые, и донская реальность к фантазийной игре легкомысленных красок не располагала. Но цветовые гаммы хоть и сдержаны, холсты не велики, а профессионализм и совершенная, скрупулезная и точная работа над чередой прекрасных эскизов донских пейзажей притягивают самый изощренный нынешним многоцветьем глаз. Оба деда были русскими мастерами. Забыл спросить, жили они с продажи своих работ, но думаю, вряд ли. Это песня любви, не продается вдохновение…
И фамилия Елены Уткиной на афише тоже не случайна – бывают и внучки- художницы от живописных дочерей тоже выходят замуж.
Четыре поколения одной семьи выставили свои работы в художественном училище им. Боголюбова. Младшие Ивановы – Владимир и Елена – его когда-то закончили. Но лучшие детские воспоминания Владимира Валентиновича, внука дедов- художников и сына своих родителей – все же о тех временах, когда он то с одним, таганрогским дедом, то с другим – ростовским, выходил с маленьким мольбертом на донские берега, в крутые распадки южнороссийских земель и творил свою реальность. У таких дедов не забалуешь, пиши что хочешь, рисуй, как видишь, но кисть держи правильно, и краски зря не малюй. Не баловство.
Вся семья – «крепкие» профессионалы, их работы – не любительские семейные «почеркушки». Ефим Водонос во вступительном слове не зря вспомнил голландских художников, которые обучая подмастерьев — первыми учениками стремились сделать собственных сыновей, открывая им сокровенные тайны собственного опыта. Мои любимые картины в Эрмитаже подписаны «Питер Брейгель –младший», теперь у меня есть и любимые картины, написанные младшим Ивановым – Владимиром.
Мне кажется, что главные слова на этой выставке – достоинство и мастерство. Никто из Ивановых не опустился до того, чтобы легкой кистью малевать ширпотребовские картинки, коими подпираются стены саратовских торжищ. Мужчины кормят свои семьи другим ремеслом. Валентин Константинович — много лет работал художественным редактором Приволжского книжного издательства, на выставке среди его живописных работ есть и графические иллюстрации к любимым мной с детства книгам. Саратовские писатели на открытии выставки сказали, что работать с ним – профессиональное счастье, так бережно относится он к воплощению словесного образа в образ зримый.
Чем только не занимался в лихие 90-е Владимир Валентинович, каких политических деятелей саратовских не одарил он буклетом или листовочкой. За копеечку не малую, за работу высокого полиграфического качества.
Поэтому со смешочком он называет себя «художником выходного дня». А стесняться-то нечего. Если дни такой работы считать выходными – что тогда называть работой?
Женщины в семье заняты иной работой, важнейшей во все времена. Сегодня, когда со всех сторон подрастающие люди окружены аляповатой броской пестротой бесчисленных рекламных изображений, Ольга Ивановна и Елена Валентиновна десятилетиями заняты тем, что воспитывают в детях реальную, не продажную культуру, умение видеть и творить прекрасное. Ольга Ивановна более 30-ти лет ведет детскую художественную студию в ДК «Россия» на 3-ей Дачной. Многие сотни, если не тысячи детей прошли через ее умелые, мастеровитые руки, наполненные материнской добротой, через ее открытое прекрасному сердце. Сегодня там же работает и ее дочь, Елена Уткина, которая умеет так профессионально и просто разговаривать с людьми, ростом ей чуть выше колена, что не всякий случайно зашедший на огонек взрослый поймет, о чем они увлеченно беседуют. А дети её прекрасно понимают. И воплощают это понимание в живописных и графических листах.
Директор Дворца «Россия» Ольга Сынкина сказала, что сегодня желающих у нее учиться столько, что записи практически нет – только старые студийцы могут принести для своих детей стульчик и мольбертик, чтобы притулиться с краешку. Для начала. Семья Ивановых не «коробчит» своих ценностей – они щедро ими делятся. На прошлой выставке в начале лета Иванов-младший на прощание сказал мне: «Тебе какая работа больше понравилась? Забирай, дарю». Вчера я свои восторги держал при себе.
На открытие выставки собралось множество людей, чьи лица составляют совокупный портрет нашего города. Художники, мастера-фотограф
Все Ивановы – люди на своем месте. И наше счастье, что это место они нашли в Саратове. Молодым людям, готовым искать счастья больших денег в столичных городах, очень невредно было бы по дороге к вокзалу заглянуть на Университетскую, в Художественное училище. Суета и «бешеные бабки» – это еще не счастье. Счастье – это когда тебя ценят не за нахапанные в странствиях деньги, а за мастерство, открытость миру и умение показать, как он прекрасен. Ивановы – люди, которые делают Саратов уникальным городом «привычных лиц». Есть у Генриха Белля такая книга. Кто не читал, готов называть Саратов болотом, из которого надо выбираться. А мы тут вполне полноценно живем, вернувшись со странствий. И семь Я Ивановых живут вместе с нами, рядом.
Алексей Шминке,
бродячий философ, вернувшись