Блогер Алексей Шминке: Программа переселения из ветхого жилья заработала! Что дальше? Алексей Шминке,Статьи

В прошедшем 2014 году в нашем регионе наконец услышана властью та часть населения области, которая проживает «под плинтусом» аварийного жилищного фонда,. Властная вертикаль начала реализацию  «Программы переселения из ветхого и аварийного жилья». В пятницу 27 февраля состоялись открытые депутатские слушания о промежуточных итогах реализации  Федерального закона от 21 июля 207 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и планах по переселению граждан в 2015 году».

Стоны о том, что государство  спровоцировало граждан на необдуманную приватизацию жилого фонда в полуразрушенном состоянии и свалило на них все финансовые проблемы по приведению этого  фонда в пригодное для жизни состояние раздавались по всей стране в течение как минимум последние 10 лет. На выборах в разных регионах эта проблемы лежала в основе предвыборных обещаний практически всех кандидатов от всех партий, и при этом никто не предлагал реальных механизмов реализации этих программ. И всем было понятно, что систематическая прибыль и не прекращающееся воровство в большинстве управляющих компаний не позволяют вытащить проблему из глухого тупика. Количество ветхого жилья в стране нарастало быстрее, чем строилось новое доступное жилье.

В 2014 году государство нашло, наконец, деньги в бюджете и началось переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В Саратовской области подготовительный этап длился с 2008 года, проводились экспертизы, уточнялись списки. 18 апреля 2013 г. Постановлением Правительства области № 191 -П была утверждена областная адресная программа Переселения граждан и 19 апреля 2013 года она была представлена в Фонд, 2 июля 2013 года была утверждена Правлением Фонда. Срок ее реализации в нашем регионе до 1 сентября 20017 года.

Программа состоит из пяти этапов и в ее результате необходимо переселить 814 многоквартирных домов, более 20 тысяч граждан переедут из аварийных квартир и барачных конурок. Стоимость этого переселения составляет 8, 8 миллиардов рублей.

5.1 миллиардов придут из средств  Фонда содействия реформированию ЖКХ, 2,5 миллиардов из областного бюджета и один миллиард – из местных бюджетов.

 В нашей области на исполнение первого этапа  в 2013-2014 годах было предусмотрено 1, 878 миллиардов рублей, из которых основная часть 1, 695 миллиарда пришли из фонда в качестве софинансирования,  229 миллионов нашлись  в областном бюджете и 183 миллиона – это средства муниципальных бюджетов.

При этом нужно отметить, что наш регион на этом этапе в был в льготных условиях по сравнению со многими другими, Многие регионы уже на этом этапе должны были  внести до 50 %.

Министр строительства и ЖКХ Дмитрий Тёпин с заслуженной гордостью доложил, что в рамках реализации первого этапа в 2013- 2014 годах расселены 4414 человек, занимавшие 72, 35 тыс. кв. м. аварийного жилищного фонда. Расселены 178 аварийных домов. В рамках исполнения решений суда переселено 322 человека из 179 квартир многоквартирных домов. В реализации Программы приняли участие 19 муниципальных образований области.

В большинстве районов новые дома построены по оригинальным проектам. Больше всего, видимо, повезло Саратову: дома по программе построены в «Солнечном», где ведется комплексная застройка микрорайона, уже построены детский сад и школа, строится дворец водных видов спорта, другие спортивные сооружения. Там рыночная цена на вводимое жилье выше, чем в других районах города, но при этом квартиры бодро раскупаются, даже не смотря на кризис.

Не обошлось и без проблем. Похоже, министерство начало реально отслеживать качество выполнения работ на ранних этапах строительства, не дожидаясь момента, когда  дом рассыплется в момент приемки госкомиссией. Своевременно проведенный контроль в нескольких муниципалитетах позволил не только оперативно сменить подрядчика, но и обязать его возместить затраты. В Хвалынском районе подрядчик, который долго стыдливо не назывался вслух, хотя всей области известно, что «БалаковоГЭСстрой прочно связан с именем предыдущего губернаторы, набрал слишком большой объем заказов и начал сильно отставать в договорных сроках. И этого подрядчика тоже пришлось заменить, выиграны в суде материальные претензии к нему  и он обязан уплатить убытки в размере около 8 миллионов.

Общественность тоже перешла от пассивных жалоб на плохое качество работ к активному его мониторингу в процессе строительства. Представительница общественной палаты рассказала, что во всех муниципальных образованиях, выбранных для реализации первого этапа программы, в течение всего срока работ происходила систематическая проверка их качества с подробным фотографированием объектов строительства, фотографии тут же передавались в министерство для оперативного реагирования.

Александр Джашитов, который половину жизни потратил на то, чтобы активизировать местное самоуправление, еще раз подчеркнул в своем выступлении, что те дома, которые образовались как кооперативы, проблем перехода в стадию ветхого жилья практически не знают, потому что активно ведут текущие ремонты, жильцы сами следят за содержанием своих домов. Это еще и еще раз заставляет поднимать вопросы, связанные с качеством выполнения своих обязанностей управляющими компаниями, которые в сметы на содержание включают чуть ли не трехразовые уборки подъездов, в то время как в большинстве дворов даже дворников нет.  И собранные деньги на содержание и текущий ремонт постоянно  большинством УК используются на другие нужды.

Дмитрий Тёпин на это ответил, что  в рамках программы предусмотрено лицензирование управляющих компаний, и что в условия лицензирования входит прежде всего эффективность реагирования на жалобы жильцов. Но на сегодняшний момент в процесс лицензирования вошли не больше 30% управляющих компаний. Можно надеяться, что к моменту завершения Программы всем компаниям, не получившим лицензию, придется уйти с рынка этих услуг. Так же не будут допущены к участию в тендерах и конкурсах на выполнение муниципальных и государственных заказов те застройщики, которые хотя бы один раз продемонстрировали свою несостоятельность. Для этого требуется внесение изменений в региональные законы по проведению конкурсов и тендеров.

Горячо любимая сотрудниками нашей редакции депутат ГосДумы от КПРФ Ольга Алимова, которая не упускает ни одного повода пропиарить свою родную КПСС, с болью и дрожью в голосе рассказала, что за пределами программы остались многие дома, которые получили статус ветхого и аварийного жилья после 2011 года. Она назвала несколько адресов, где жители домов обратились к ней за помощью, подчеркнула, что если бы управленцы, которые решают вопрос «включать — не включать», были бы членами ее родной партии, они бы помогли страдальцам так же, как помогает и стоит за их интересы она сама.

 Скорее всего, сами жильцы пропустили момент, когда началась реальная работа со списками, или начали суетиться, когда программа уже начала работать, чтобы успеть вскочить в последний вагон. Наверное, тут вряд ли помог бы даже великий партийный управленец товарищ Анидалов. Ему бы на учебники собственным детям успеть заработать.

Господин Тёпин, который, на мой взгляд, успел-таки наладить работу по реализации 1-го этапа Программы на региональном уровне вопреки всем трудностям, связанным с организационными проблемами, особенно на уровне муниципалитетов, похоже, на втором столкнется с совершенно не разрешимыми бюджетными проблемами. Дело в том, что на следующем этапе меняется соотношение пропорций софинансирования, и от региона для того, чтобы второй этап запустился к исполнению потребуется уже не 200 с небольшим миллионов, а больше половина стоимости, от Фонда поступит 941 миллион, и уже целый миллиард должен поступить из областного бюджета. От четырех муниципальных образований, участвующих в Программе на втором этапе, требуется 334 миллиона рублей вложений, плюс около миллиарда на оплату дополнительных метров, то есть тех метров, которые по современным нормам строятся сверх освобождающейся аварийной. Например, в случаях, когда одинокий человек из комнатки в бараке выезжает в благоустроенную однокомнатную квартиру более 28 кв. метров. На оплату таких дополнительных метров в бюджетах четырех районов, участвующих во втором этапе программы — Пугачевском, Ершовском, Петровском и Красноармейском  требуется отыскать в муниципальных бюджетах еще более миллиарда рублей.  Таких свободных от прочих полномочных обязательств финансовых ресурсов в этих не самых богатых районах области  отродясь не было.

Тем не мене в этих районах на сегодняшний день уже заключены муниципальные контракты на приобретение, в том числе и при участии в строительстве, 173 жилых помещения на сумму 166 миллионов рублей. Полного объема денег еще нет, но работа уже закипела. Как все сложится к концу года – предсказать сегодня трудно.

По крайней мере, министр заверил, что они вместе с Губернатором практически прописались в московских кабинетах, где эти вопросы решаются. К сожалению, там же, видимо, прописались и руководители остальных регионов. Чем закончится эта жизнь в таком странном губернаторском общежитии, кто победит и откуда возьмутся деньги в стране, обложенной санкциями?  Велика вероятность того, что большинство губернаторов получат не деньги, а типовую российскую отмазку:  «Господа, Фонд не резиновый, на всех дополнительных метров не напасешься!».  Вот тут бы госпоже Алимовой и поучаствовать по своим партийным каналам в изыскании ресурсов на те дополнительные метры, которых не хватает жителям аварийных домов, мечтающим  включиться в Программу после 2011 года! Но вряд ли она решится на такие конкретные, наглядные подвиги! Будет за что критиковать действующую власть в конце второго этапа программы!

Еще более тяжелая проблема связана с максимальной ценой за квадратный метр жилья, строящегося в рамках Программы, которая по утвержденным РФ нормативам не может быть выше 24 тысяч за квадратный метр. Уже на первом этапе в Саратове на объявленные тендеры не вышел ни один саратовский застройщик, поскольку рыночная цена уже сегодня в два раза выше. Пришлось создавать казенные предприятия, которые могут работать с установленной государством нормой прибыли. Муниципалитеты, имеющие возможность строить компактно, на практически свободных территориях, куда коммуникации подводятся единым проектом, в несколько более выигрышном положении, они имеют возможность управлять ценой участков земли под застройку. В больших муниципалитетах, где рыночная земли определяется ее владельцами, положение хуже. Например, в Балаково участки перспективной застройки перешли во владение структур, по слухам, связанных с людьми бывшего губернатора Ипатова, и цена на них не желает падать. Поэтому предложение председателя Союза застройщиков Саратова снижать цену за счет продажи участков, освободившихся после сноса ветхого жилья в дорогом центре города, прозвучало актуально, однако есть опасение, что не проработанность механизма его реализации оставит лазейку для коррупционных решений. Вопросы регулирования ценообразования на землю в разных районах города, возможность манипуляции ей в интересах реализации Программы пока открыты. Они  требуют тщательной законодательной проработки.

Пока же участники депутатских слушаний ограничились подготовкой рекомендаций.

Комитету по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики поручено производить ежеквартальный мониторинг мероприятий в рамках Программы и обобщить практику осуществления в субъектах Российской федерации мер по реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства применительно к проведению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

До 10 апреля 2015 года направить в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ обращение о правовом регулировании признания многоквартирных домов, относящихся к памятникам истории и культуры, аварийными и подлежащими сносу и о проведении мероприятий по переселению граждан из указанных многоквартирных домов. Яков Стрельцын получает шанс пролоббировать свои давние идеи в интересах развития строительной индустрии региона.

Министерству строительства и ЖКХ области поручено обеспечить в рамках второго этапа Программы переселение 5 526 граждан из аварийного жилищного фонда общей площадью 87573,5 кв. метра. Вот интересно, откуда в таких масштабных программах появляются половинки квадратных метров, если в строительстве давно миллиметрами не меряют?

Ему же поручено ежегодно уточнять перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих включению в областную адресную программу и ежемесячно формировать граждан и юридических лиц – собственников жилых помещений о реализации текущего этапа Программы переселения граждан из аварийного жилья.

Органам местного самоуправления после решения всех вопросов, связанных с финансированием  остается регулярно организовать переселение граждан из ветхого жилья в предельно сжатые сроки для минимизации издержек по его содержанию и сокращению сроков освобождения земельных участков и включения их в хозяйственный оборот, ежемесячно предоставлять гражданам информацию о ходе реализации программы и организовывать бесперебойную работу справочной службы для граждан, проживающих в аварийном жилье.

Им же поручено ежеквартально оценивать состояние рынка жилья для выбора стратегии предоставления жилья гражданам.

Программа началась успешно, поэтому  депутаты предпочитают пока не оценивать потенциальные риски второго этапа в неопределенных экономических условиях. Насколько эта стратегия эффективна, увидим в ближайшем будущем. Не пройдет и года.

                                                                                                                                                                                                                                                                    Алексей Шминке

А теперь поделись со всеми этой новостью ☛

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.