Блогер Алексей Шминке: Богатырь Российского кино – Борис Андреев Алексей Шминке,Статьи

В краеведческом музее открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Бориса Андреева – актера, знакомого каждому российскому кинозрителю старше тридцати лет.  Борис Федорович Андреев –дважды лауреат Государственной премии, народный артист СССР.

Для многих саратовцев, как и для меня вчера, окажется новостью то, что Б. Андреев – наш земляк, он  родился в Саратове 9 февраля 1915 года. Земляк он и жителям Аткарска, куда переехал с родителями и окончил семь классов. Вернувшись в Саратов, Андреев сначала работал грузчиком, слесарем, электромонтером на «Комбайне». В заводской самодеятельности он занимался театральным любительством до 1932 года, где его и заметил основатель Саратовского театра народный артист И.А.Слонов, который был куратором работы кружка и забрал Бориса к себе в театральное училище. Основным педагогом на курсе был П.А. Карганов. Девять лет после окончания училища Андреев до 39 года работал в Саратовском театре им. К.Маркса, в один из самых творческих его периодов. Андреев писал в воспоминаниях: «Именно Саратовский театр заложил во мне любовь к профессиональному искусству драмы, реалистическому образу, остроте его подачи и отточенности обработки. Это старейший волжский театр со своеобразнейшими традициями, со свято соблюдавшейся дисциплиной». Но все-таки не театр сделал Б.Андреева известным всей стране, судьбой актера стало советское кино. Борис был его символом.

Театр был на гастролях в Москве, где Андреева увидел кинорежиссер И.А.Пырьев, один из сталинских любимцев. Он предложил ему сняться в роли бригадира Назара Думы в своей комедии «Трактористы», после которой к Борису пришла всесоюзная слава и известность. И никогда больше его не оставляла.

В театры Андреев больше не вернулся. За 38 лет он снимался непрерывно, переходил из картины в картину, придавая соцреализму своей неповторимой характерностью ту реалистичность, которая выводила жанр за рамки социалистической схемы. В кино Андреев сыграл около 50 ролей, в том числе Якова Бурмака  в «Сказании  о земле Сибирской» , матроса Лучкина в фильме «Максимка», Илью Муромца в одноименном фильме, заглавную роль в фильме «Дети Ванюшина». В каждой роли, которую он играл – рабочих, колхозников, солдат, былинных богатырей он оставался тем, кем и был на самом деле — русским мужиком, символом русской силы и народной смекалки, с возрастом превращавшейся в глубинную мудрость народа.

Каждый из ровесников десятки раз видел Бориса Андреева в ролях, объединенных одной миссией – Защитника земли Русской, от былинных богатырей до солдат Великой Отечественной. В «Золотой фонд» фильмов о войне вошли и те, в которых играл Андреев, и главный из них – в фильм «Два бойца». А были еще «Встреча на Эльбе», «Малахов Курган», «Падение Берлина» и несколько боевых киносборников.

Борис Андреев, несмотря на происхождение «из народной глубинки», был человеком эрудированным и начитанным. При этом и сам обладал литературным даром, кратким и афористичным. На выставке представлена пишущая машинка, на которой он работал над большими текстами и записные книжки, в которые записывал краткие афоризмы. Он работал над книгой, которую сам называл «афористичным романом». В 1991 году была опубликована его книга «Борис Андреев. Воспоминания, статьи выступления. Афоризмы».

В 2003 году сын Борис подготовил к изданию книгу «Большая суета» в которой рассказал об актерской судьбе отца. Отдельными главами под общим названием «суета сует» в нее вошли афоризмы актера. Экземпляр с дарственной надписью был представлен на выставке. Рядом – значки кинофестивалей и форумов, на которых Андреев был участником и гостем.

На выставке представлена и одна из тетрадей, в которые он записывал афоризмы, фотографии, документы и личные вещи, машинка и страницы книги, над которой актер работал. Их передал в музей сын Борис Борисович, декан факультета театра, кино и телевидения Московского университета культуры.

Небольшая по размерам, эта экспозиция соседствует с коллекцией Сафронова, которая представляет памятные знаки, марки, медали и другие свидетельства присутствия в Саратове известных людей России. Саратов никогда не был такой глушью, в которую не ступала нога ни одного знаменитого человека. Следы многих знаменитостей сохранили пыльные саратовские тротуары. А на вечное хранение их собирает краеведческий музей. И это правильно. От пыли вещи нужно отряхивать.

Бродячий философ
Алексей Шминке

А теперь поделись со всеми этой новостью ☛

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.