Имеем рост минимальной зарплаты и к...
9 лет назад
Саратов получит трак... В результате встречи губернатора области Валерия Р...
Правительство област... Губернатор Валерий Радаев подписал распоряжение в ...
Из-за пожара в много... Как сообщили в пресс-службе МЧС по Саратовской обл...
Под колеса маршрутки... Сегодня, 15 декабря, примерно в 8:30 в Саратове по...
Сообщение из Минобороны о потерях. Имена почти 5 миллионов человек, похороненных в местах воинских захоронений, до сих пор не установлены. Об этом сообщил ВРИО начальника управления Минобороны по увековечиванию памяти погибших при защите отечества Андрей Таранов.
Получается, большинство – мы даже не знаем, кто где.
Когда пресс-служба ЛДПР пригласила журналистов пр овести ревизию, как в нескольких районах области выполнены распоряжения губернатора Радаева о проведении реставрационных работ памятников воинам, погибшим и участвовавшим в Великой Войне, отказаться было трудно. Я решил поехать, несмотря на то, что девочки в редакции утверждали, что в День Победы в городе событий много, будет о чем писать и поездка по райцентрам – не самая важная новость.
Как бы не так. В период, когда все со всех сторон обсуждают грядущую войну, кто холодную, а кто (не дай Бог), и горячую, вероятность которой быстро наращивают своими воплями, понять отношение к павшим героям прошлой войны необходимо, чтобы реально разобрться, откуда вдруг такой мощный всплеск националистическ
Поездка наметилась в сторону Балашова, с заездом в Лысые горы и Калининск. Как уже в поездке выяснилось, главным интересом были братские, т.е. общие и безымянные захоронения на Поворинском кладбище в самом Балашове, но об этом в свой черед. Началась поездка с осмотра памятника воинам автомобилистам, погибшим на трассе, снабжавшей Сталинград всем необходимым для обороны. Он, к счастью, находится в очень приличном состоянии, весь мусор, накопившийся за долгую зиму, убран, и порядок вокруг него наведен вполне достойный. Но этот памятник, не торжественный, ветераны к нему не приходят на праздник с цветами Он такой… транзитный, что ли, и водители, проезжая мимо, ему отдают честь гудками клаксонов. И раньше это делали практически все проезжающие машины. Перед Днем Победы краткими всхлипами клаксонов отметился только каждый пятый проехавший водитель из проехавших, да и то один из них поторопил зазевавшегося на трассе фотографа. Но не этот памятник был основной целью, все-таки он в границах областного центра, и губернатор рядом, все под контролем.
Памятник жителям Лысых гор, погибших на Великой Войне, первый на нашем пути, трагического впечатления не произвел, но и радости не принес. Построен он в советские времена, когда «освоение средств» было честным, когда наличие памятника было важнее эстетического эффекта. Количество имен на табличках, безусловно, впечатляет и заставляет склонить голову заезжего человека. Вокруг порядок, наведенный в последние дни перед Днём Победы, видны следы косметического ремонта – заменена плитка на площадке вокруг стеллы и заделаны самые видные прорехи на первом плане постамента. Однако, если верны сведения местного партийного активиста КПСС Бориса Борисовича Громова, что на ремонт памятника было выделено триста тысяч рублей, то следов ремонта на такую сумму не видно. Между бетонным основанием и плитами с высеченными фамилиями погибших жителей Лысогорских деревень – большие трещины, впечатление, что они вот-вот отвалятся. Вечный огонь горит, но местные жители утверждают, что «вечность» длится всего несколько дней в году, вокруг Дня Победы – денег на оплату газа в течение всего года в бюджете никогда не хватает. Но когда проезжаешь через все Лысые Горы к памятнику герою Советского Союза, жившему здесь и захороненному на местном кладбище, становится понятно, что вечным памятником павшим героям остаются дороги, которые отремонтированы в прошлом году, но уже сегодня ничем не отличаются от прифронтовых.Нем
А когда мы попытались проехать к кладбищу короткой дорогой, выяснилось, что мостик через овраг смыло еще в прошлое половодье. И почти половина города, пожилые люди, ходят по своим надобностям в центр в обход, что при отсутствии дорог и тротуаров в распутицу – большая проблема.
Так что памятник как архитектурное сооружение еще очень прилично выглядит при таких хозяевах района, для которых война не заканчивается никогда, а разруха в их головах, похоже, навсегда. Количество магазинов в поселке растет, и в центре строится еще один «Магнит», но добраться до него большинство жителей может только короткими перебежками, от оврага до завала. Похоже, что память о войне в Лысых горах – это навечно военный пейзаж, и по военному бесхозяйственное руководство, чей девиз –«война все спишет», а вовсе не памятник погибшей на войне районной элите. Элитных семян не осталось, теперь – что выросло, то выросло.
Калининский памятник погибшим, расположенный на городском кладбище отремонтирован три года назад, отремонтирован по-хозяйски, не наспех, надолго. Правда, по словам местной активистки ЛДПР, подрядчик, проводивший ремонт, так и не получил за это денег, но эта тайна на совести руководства. Пусть это считается благотворительно
А вот Аллея Героев в центре Калининска когда-то была прогулочной зоной, выстеленной плиткой и украшенной стендами с портретами и фамилиями Героев Советского Союза. Юные парочки, и школьники, бегущие по своим делам, могли не только запоминать их фамилии, но и помнить их в лицо – это были «парни из нашего города», практически соседи, вечно живые люди. Сегодня портретов нет, одни ничего не говорящие сегодняшней молодежи фамилии, плитка изломана пробившимися корневищами деревьев и теперь по этой алле уж никто не гуляет, особенно по вечерам – зацепившись за корень, можно и ногу сломать. Все тропки проложены рядышком, и познакомиться с городскими героями в этой аллее сегодняшней молодежи теперь вряд ли удастся.
Поворинское кладбище в Балашове охранялось милиционером, который первым делом заинтересовался целью нашего визита. То ли здесь опасаются вандалов, как в Прибалтийских странах, то ли слишком назойливых журналистов. Оказалось, что у районного руководства с ЛДПР и «зелеными» давний конфликт по поводу этого захоронения. На Поворинском кладбище во время войны хоронили тех раненых бойцов, кого в местных госпиталях не смогли спасти. И было их немало. Поэтому, когда всю растительность вокруг Балашова пожгли в печках, хоронили их без гробов, в братских могилах. Сегодня на месте тех могил даже холмиков не осталось, наоборот, впадины по форме могил в земле. И густая зеленая трава. Стена памяти с именами погибших и монумент памятника павшим отремонтированы и стоят того, чтобы их охранять от «случайных» загулявших по случаю праздников местных вандалов, но суть дела в прямом и переносном смысле глубже.
Позади памятника часть кладбища отгорожена высоким забором, за которым – постоянно углубляющийся и растущий овраг. В первые послевоенные годы это был маленький овражек, выстланный по дну бутовым камнем, по которому тек ручеек. Кто-то, чье имя не осталось в истории, распорядился этим камнем выстелить одну из городских площадей и ручеек активизировался. Овраг захотел сравняться в размерах с Гранд-Каньоном в Колорадо, постепенно двигаясь в направлении захоронений. И, тревогу несколько лет назад подняла замечательная девушка, член местного молодежного совета и партии «зеленых» Екатерина… Она первая обнаружила на дне оврага гнилые доски гробов и человеческие кости. И с тех пор борется с местной администрацией, требуя провести работы по укреплению оврага и охранять останки захороненных так, как это требует и совесть, и служебный долг чиновников.
Кости можно найти и сейчас, в чем мы сами убедились, спустившись на дно оврага. И что бы не утверждала администрация, ссылаясь на то, что у жителей окрестных домов вошло в привычку скидывать в овраг кости забитых животных, мы нашли кости человеческие. Курс анатомии мной еще не до конца забыт. И по человечески погано выглядят препинательства балашовской администрации с «зелеными» — принадлежат ли эти кости захороненным бойцам или кому другому, например, погибшим после войны летчикам. Человек, не почитающий могилы предков, не достоин звания человека.
Впрочем, бытовое сваливание мусора в расширяющийся овраг на обнажающиеся гробы собственных родственников дело на Поворинском кладбище вполне привычное, житейское.
На углу забора, стыдливо маскирующего выброшенные на помойку останки тех, кому на следующий день будут клясться в вечной памяти и благодарности взрослые горожане и их дети, стоит красненький плакат «За сбрасывание мусора в овраг – Штраф. 15 тысяч рублей». Стоит он на тропе, по которой может пройти губернатор или его посланец, а вот с дороги, ведущей от домов к оврагу, абсолютно не виден.Поэтому, когда поисковики ЛДПР и журналисты спустились вниз, на дно оврага, разглядывать найденные кости, им на голову посыпались обрезки железа и коровий навоз. На возмущенные вопли искателей истины дед, сбрасывая остатки дерьма им под ноги, невозмутимо сказал: «Все тут сбрасывают. Никого еще не оштрафовали». И когда привлеченный нашими воплями милиционер прошествовал от памятника, который охранял, так сказать, за его изнанку, дед с невинным лицом настаивал на своем «естественном праве» — все так делают спокон веку! Тем не менее полицейский, поскольку происшествие произошло на виду незнакомцев, вылезших с не ясными намерениями из автомобиля, по борту которого крупно было написано ЛДПР, арестовал немудреный дедов транспорт, и отправил его за паспортом, чтобы выписать обещанный надписью штраф.
Какова же была наша неловкость, когда мы подъехали к дому, в котором жил человек, обещавший нам рассказать об истории кладбища и его военных захоронений, поскольку на этом же кладбище были еще до войны похоронены его родственники, и вся жизнь прошла на соседней улице. За нами с причитаниями к дому спешил тот самый дед, хозяин этого дома, и вместо интервью очевидца получился переполох, в который включилась и жена пострадавшего от пронырливых пришельцев, которые навели на него полицию.
Новый координатор Саратовского отделения ЛДПР, всегда готовый требовать справедливости от власти, тут же поспешил заступиться за «страдальца» и пошел решить дело миром, признать, что полученных дедом страхов достаточно в воспитательных целях, а на штраф уйдет вся его пенсия. За заботу о балансе пенсии и вины журналисты были премированы банкой молока из-под коровы, которая, можно сказать, только что через посредников нагадила им на головы. Так вот плотно завязаны в Балашове Справедливость, Память о войне, и Естественные Права местных жителей.
Так и не довелось мне узнать, откуда при таком наплевательском отношении местной к живым и мертвым жителям саратовской глубинки взялось показанное всеми социологическими исследованиями последних месяцев одобрительное отношение населения России к верховной власти, политика которого в отношении присоединения различных украинских территорий толкает мир, подзуживанием американцев к тому, чтобы обвинить Россию в агрессии и развязать на этом основании войну. Тут бы погиьших на прошлой войне обиходить, да жизнь живых потихоньку начать налаживать И на это сил не хватает. А уж в новую войну за ненужные земли начинать – никакого патриотизма не хватит и экономики в живых не останется.
И как единственную радостную новость по поводу Дня Победы прочитал я блог Миколы Трониевского из Калининграда. Они на эти 3 праздничных дня уезжают и реконструируют, восстанавливают могилы русских солдат, погибших в Первую мировую войну в Калининградской области. Этим вообще никто кроме них не занимается. Вот бы всю эту мощь патриотизма направить туда. Потому что там разрыты могилы, разрушены могилы, выброшены кости. И вот эти ребята просто в праздники уже 5 лет там работают. Это тяжелая работа в заросшем лесу. Они находят эти могилы. На День Победы в этом году там было поставлено 2 креста, православный и католический, потому что там погибли и немецкие солдаты в 1914 году. Вот это настоящие патриоты. Их очень мало. И, собственно говоря, вот этот взрыв патриотизма, связанный с Украиной, наверное, надо было направить на поиск погибших солдат Красной армии и установление их имен, а не на марширование по улицам.
И когда исполняющий обязанности координатора саратовского отделения ЛДПР Евгений Ермолаев подводил итоги рейда, он, адекватно оценил состояние дел с сохранением памяти народной в саратовской «глубинке» и пообещал новые рейды и новые партийные инициативы. Хорошо бы, чтобы в отношении Поворинского кладбища это была не инициатива контроля, а инициатива благого дела. Посетить специалистов по остановке роста оврагов (наверняка среди экологов есть такие), узнать, какими растениями нужно задернить склоны оврага, чтобы его не размывало дальше, да провести акцию посадки этих растений по склонам А еще вдоль ручья посадить ивы. Вот это была бы реальная акция.
Алексей Шминке,
бродячий философ.