Имеем рост минимальной зарплаты и к...
8 лет назад
Саратов получит трак... В результате встречи губернатора области Валерия Р...
Правительство област... Губернатор Валерий Радаев подписал распоряжение в ...
Из-за пожара в много... Как сообщили в пресс-службе МЧС по Саратовской обл...
Под колеса маршрутки... Сегодня, 15 декабря, примерно в 8:30 в Саратове по...
В Доме работников искусств открылась последняя выставка, последняя не только в этом сезоне, но последняя в жизни этого замечательного здания в качестве приюта для искусств. Особенно для изобразительных. Последнее время сложилась в Саратове нехорошая традиция – отстойники для «настоянных», старых картин еще как-то находится, то в бывшей кузнице соцреализма — умершей партшколе, то в уютном, но мало приспособленном для музейной работы Доме Павла Кузнецова.
Но как только затеплится где-то живая художественная жизнь, сразу ее начинают «нагибать». То городскую художественную школу по окраинным студиям разгонят, назначив прекрасное старинное здание на свалку истории, если кому под офисы не глянется, то вот работников искусств в бывший Дом офицеров не переселят. А там пространства на стенах изначально проектировались под монументальные батальные полотна соцреалистов. Так что вряд ли там будет уютно камерным, «домашним» работам тех, кто не сумеет уложиться в новую государственную стратегию поддержки культуры.
Тем больше поводов поспешить в пока ещё живой Дом работников искусств на камерную выставку сразу пары персон – дважды персональную, «семейственную» выставку семьи Ивановых, отца и сына. Оба мастера с живописи «не кормятся», оба работают в издательском бизнесе. Отец, Валентин Иванов, оформляет книги в Поволжском издательстве, младший, Владимир «ваяет» парадные альбомы высочайшего класса, занимается и другой издательской и организационной деятельностью. Недавно организовал Приволжскую книжную палату, вскоре после «безвременной кончины» Российской книжной Палаты. Инициировал вместе с экс-губернатором Дмитрием Аяцковым приезд в Саратов «Изборского клуба», замается пропагандой культуры книгоиздательств
Тем приятней, что вот уже третье поколение художников украшает свою и нашу жизнь профессиональной и очень качественно выписанной историей жизни «семейной души». Младший Иванов, Владимир, все детство провел «на этюдах» с двумя дедами по очереди, то под Краматорском, со стороны матери, то под Таганрогом, со стороны отца. И с детства до вполне зрелых лет работа с кистью, офортным камнем и графикой — постоянный мотив его многотрудной и хлопотливой жизни. Как он сам не стесняется себя называть –«художник выходного дня», но отнюдь не любитель, работающий «трошечки для сэбэ». Скорее он каждую свободную минуту профессионально играет с красками, холстом и бумагой, сам себе доказывает, как мастерски владеет разными техниками. То в манере экспрессионизма холст кому–то подарит, то пуантилизмом себя развлечет, а то нафантазирует простеньких четырех ангелов времен года в наивной, детской манере. Краски сочные, мазки мастерские, почти живописные цветовые переходы на офортах. Как бы немного самому себе демонстрируется класс и уровень профессиональной подготовки: — «Ай да Вовик! Ай да сукин сын!».
Старший, Валентин Иванов, не менее профессионален, но гораздо менее игрив и беззаботен, напротив, более строг и сдержан. Многолетняя привычка к тому, что его работа как бы ограничивается задачами подчинения тексту автора, который все-таки главный в книге, вписывается в настрой и технические решения другого вида творчества. Поэтому баловство позволяет себе редко. Большинство его работ изысканны и строги, прописан каждый мазок, каждая черточка графических работ помещена «строго по месту» в композиции. Книжная страница и типографские возможности для недорогих детских книг часто весьма ограничены, и все работы старшего мастера как бы учитывают эти технические границы. Тем более ценен профессионализм – художественные решения от этого нисколько не страдают.
Музейный искусствовед Е.Водонос в своем выступлении на открытии выставки как бы затруднился найти место этим работам на музейных стенах в «больших спецхранов» для великих мастеров. Оба живописца скорее вписываются в разные школы, и совсем не «паровозы» новых направлений
Может быть, это и хорошо. Помпезные залы для работ старых мастеров часто напоминают усыпальницы живого искусства, а в работах Ивановых – любовь и мастерство еще живы, изменчивы. Они не стремятся открыть новые направления в живописи, возглавить новую школу. Поэтому большинство работ камерны и декоративны, готовы вписаться в домашний интерьер как яркое пятно, украшающее жизнь отдельного, частного человека. И человек улыбнется, и жизнь начнет налаживаться.
Поспешите порадоваться жизни вместе с мастеровитыми Ивановыми в Дом работников искусств. Пока добрые власти города и региона его тоже не превратили в усыпальницу искусства. Или еще один доходный дом.
Алексей Шминке,
бродячий философ.