Блогер Алексей Шминке: Почетная тяжесть быть членом экспертного совета Алексей Шминке,Наши блогеры

После послания Президента России Федеральному собранию я ожидал, что много придется писать о том, в каком направлении собираются двигаться люди и организации, которым этим посланием Президент задал движение в определенном направлении. Как говорят на флоте, он дал команду начать движение «все вдруг», но при этом маневре каждый субъект выполняет свою, заранее и четко определенный маневр. Есть даже пословица на флоте: «Война – пустяк, главное – маневр».

Маневры исполняют эксперты, командиры, руководители тех организаций, которые получили послание, команду к началу давно ожидаемого, подготовленного и срепетированного движения. Поэтому когда меня в качестве главного редактора «Медиасар» пригласили на заседание экспертного совета экономического университета, посвященного обсуждению послания Президента, я ощутил груз ответственности. Все таки страна находится в предчувствии холодной войны, Путин в послании прямо сказал, что события, спровоцированные Штатами в Украине прямо направлены в том числе и против России, поскольку нарушают наши суверенные национальные интересы. Но все эксперты вокруг говорят, что послание при этом было экономическим, потому что предвоенное положение и экономическая блокада требуют переконструирования экономики на мобилизационные рельсы, продовольственная безопасность требует возрождения сельского хозяйства, а коррупция в сфере оборонной промышленности приравнена к терроризму.

Такое положение ставит перед экономикой России глобальную задачу – стать независимой и самостоятельной в условиях санкций что дает ей шанс стать самостоятельной и независимой от нефтяной иглы, которая стремительно и рискованно истончается, от иностранного капитала, который тоже практически недоступен – санкции, возможно и приносят вред обеим сторонам, но нам-то привычку брать и тратить, не опасаясь наступления сроков возврата, искоренить предстоит уже «вчера». Наша область ощущает последствия такой привычки прежних руководителей особенно тяжело.

Важность экспертного совета и почетную приятность быть на него приглашенным я ощутил уже на подходе к экономическому университету.Организатор меня встретил уже на входе, две прекрасные девушки проводили меня сначала до нужного этажа, а потом чуть ли не предложили помочь снять и повесить куртку. Традиции дисциплинирования красивых девушек, поручая им ответственные эскортные задания сопровождения значимых для ВУЗа лиц неизменно сопровождает господина Наумова, какой бы ВУЗ он не возглавлял. Очень приятная для гостей традиция, должен честно признаться.

Я, к сожалению, в экономике никак не эксперт, однако могу считаться экспертом в организации процессов социального взаимодействия, в том числе процессов коллективного проектирования совместной деятельности, в которой каждый должен определить свой собственный маневр в общем направлении, указанном Президентом и понять, каким именно образом он связан в систему единого проекта будущего. Именно этот экспертный совет, по моему мнению, и должен наметить те действия, которыми экономические субъекты нашего региона, не самого богатого, должны ответить на призыв Президента к мобилизации и самостоятельной экономической активности. И я рассчитывал пригодиться именно на стадии, когда начнут намечаться переговорные площадки и конструироваться эта самая сложная совместная деятельность по выходу из кризисной ситуации, сложившейся не только в стране, но конкретно в нашем регионе.

Это требует поиска новых экономических субъектов, создания условий для их стремительного развития в условиях, приближенных к боевым, и соответственно, проработки ресурсных резервов и стратегий в новом рывке кадровой подготовки к деятельности практической, а не виртуальной. Соответственно, необходим анализ и обсуждения тех мотивов, которые могут вновь вовлечь молодежь в реальный, производительный сектор экономики, из которого она выпала давно, и как представляется многим, не просто надолго, а навсегда.

Господин Наумов в качестве председателя экспертного совета оказался столь же блистателен и точен, как и во многих других своих ролях. Видимо, он тоже понимает , что экономика – не сфера экспертной оценки для профессионального историка, поэтому кратко описал историческую важность момента, восхитился речью президента по параметрам лаконичности, образности и в то же время наполненности системным видением важнейших для страны перемен, к которым все готовы, которых все ожидали и наконец Путин сказал: «Время пришло. Приступайте!»

Первое слово на совете было предоставлено очевидцу выступления Путина в Кремле, председателю общественной палаты области господину Ландо. Александр Соломонович занимает в нашей области ту самую должность, в рамках которой он должен создавать и инициировать множество переговорных площадок экспертов в самых разных областях нашей региональной жизни. Поэтому его появление на экспертном совете по экономике, составляющей основную часть послания, было естественно и закономерно. На мой взгляд, на этот раз, он чрезмерно увлекся описанием того трепета, который охватил его в том месте, где происходило заседание федерального собрания, трепета от присутствия столь многих государственных лиц, и пышности обстановки. Он не выступал как эксперт по экономике, а скорее как эксперт по выступлению Путина, его соответствия текущему моменту и той реакции которая должна последовать во всех слоях общества. Особо он отметил ту часть послания, в которой Путин предлагал олигархам условия амнистии для возвращения капиталов из оффшорных зон, предвосхитив действия неназванных им местных олигархов, которые теперь задумаются, как им поступать с «забугорными» активами. Эксперты по экономике его поняли, и в общем, поддержали, в дальнейших выступлениях. Поскольку лиц, которых даже с натяжкой можно причислить к олигархам, в нашем регионе можно пересчитать по пальцам одной руки, намеки были достаточно прозрачны, хоть и расплывчаты.

На этом месте заседания я понял, какую стратегическую ошибку совершил, не попросив у организаторов поименный список членов совета. Потому что эксперты, очевидно, в большинстве своем представляющие ученый совет экономического университета, реальные специалисты в разных областях экономики, обсуждали Послание уже с профессиональных позиций. Они оценивали послание Президента поэлементно, в соответствии со специализацией каждого, и все отмечали своевременность принятых Президентом решений. Знакомый мне г-н Степанов оценил своевременность подготовки механизмов ограничения валютных спекулянтов, возможность удержания курсов валют в приемлемых рамках, высказал уверенность в возможностях Центробанка страны в укрощении наиболее ярых спекулянтов.

Важной составляющей каждого выступления была поддержка своевременности с признания того факта, что наша страна имеет собственные ценности и интересы, и решимости Президента эти интересы и ценности отстаивать, несмотря на санкции и связанные с ними неизбежные трудности.

Экспертный совет, как я и ожидал, предстал как группа сплоченных патриотов, готовых объединиться и вынести любые трудности. Специалисты в области налогообложения особенно порадовались обещанию в заморозить налоги для всех хозяйствующих субъектов и указанию прекратить «кошмарить» малый и средний бизнес бесконечные проверками.

Многие члены совета, профессиональные педагоги, как команду к действию восприняли ту часть послания, в которой Путин говорил о важности переориентации подготовки специалистов на работу в реальном секторе, проанализировали сегодняшние перекосы. В целом, можно сказать, что экспертный совет моделировал привычную деятельность ученого совета экономического университета, перед которым поставлена задача проанализировать Послание Президента.

Однако еще на совете, почти в конце, прослушав выступления большинства экспертов, я высказал крамольную, наверное, мысль, что Послание оценивается большинством с позиции сегодняшнего дня, с той точки зрения, что наконец, Президентом проанализирована внешнеполитическая ситуация и заявлены наши точные и незыблемые позиции и ценности – наш суверенитет неприкосновенен, и никакими санкциями нас не запугать. Мне, как эксперту в системно-деятельностной методологии, очень не хватало трех составляющих в выступлениях экспертов – специфики региональных проблем в новых социально- политических и экономических реалиях, видения будущего, к которому следует стремиться, и хотя бы первых наметок по созданию механизмов и инструментов для достижения этого будущего.

Я высказал эту мысль на совете, но был услышан только несколькими молодыми членами совета, которые тут же предложили встретиться и начать такую работу по созданию видения будущего для нашего региона, без которого мы просто потеряем всю экономически мобильную, и стратегически перспективную молодежь. И еще одна интонация насторожила меня в высказываниях нескольких уважаемых членов совета, порадовавшихся тому, что после выступления Путина его будут бояться многие зарубежные лидеры. По моему мнению, достаточно, чтобы уважали, а еще лучше – любили. Уважали за четкое соблюдение достигнутых договоренностей, за выполнение всех принятых взаимных обязательств и ограничений. Владимир Владимирович четко подтвердил в Послании свою неколебимое стремление к этому. А уж любили это бонус за надежды на светлое мирное будущее для всех соседей, а совсем не боялись как лидера угрозы.

Обсуждение идет по стране своим чередом. Разворачивается оно и в нашем регионе. Я в ближайшее время надеюсь присутствовать на обсуждении именно практических региональных действий по созданию завтрашнего дня, получив на экспертном совете экономистов представление о дне сегодняшнем. Следующий пункт моего назначения – саратовская общественная организация предпринимателей «Опора России» и штаб «Народного фронта». Позиция журналиста меня тоже вполне устраивает.

А теперь поделись со всеми этой новостью ☛

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.