Имеем рост минимальной зарплаты и к...
8 лет назад
Саратов получит трак... В результате встречи губернатора области Валерия Р...
Правительство област... Губернатор Валерий Радаев подписал распоряжение в ...
Из-за пожара в много... Как сообщили в пресс-службе МЧС по Саратовской обл...
Под колеса маршрутки... Сегодня, 15 декабря, примерно в 8:30 в Саратове по...
Не далее как в прошлом году на учебно-научном поприще мое внимание привлекла тема политико-территориальной идентичности российских граждан в современный период. Не то чтобы я предвидела «украинскую ситуацию», нет, просто мне было интересно узнать отношение окружающих меня сограждан к собственной стране, их мотивы, установки, ориентиры, возможности и перспективы совместной с ними деятельности. Изучая теорию и практику этого вопроса, одновременно радуясь и расстраиваясь, я совершенно обоснованно не касалась жителей бывших советских республик, мол, это уже иные государства. И как оказалось, зря! Именно эти самые «жители» в последнее время показывают гораздо большую идентичность с нашим государством, чем многие в нем живущие…К примеру, «вчерашние» действия крымчан могут служить россиянам примером того, как можно (и как нужно) любить Родину, чувствовать свое единство и радоваться плодам сплоченности и веры. Спасибо им и за то, что именно их проблемы, их решения и действия смогли сплотить большинство наших граждан и нашей политической, культурной и бизнес-элиты вне зависимости от политических и религиозных убеждений.
Что же есть «политико-территoриальная идентичность»? Она представляет собой такое отождествление, которое может выражаться в отношении людей к:
1) общенациональным (государство в целом),
2) региональным,
3) сложным надгосударственным (содружества,конфедерации, союзы)
4) иным политическим образованиям – территориям и квазигосударствам (микронации, непризнанные или ассоциированные государства, спорные или зависимые территории).
Национальная (общенациональная или национально-государственная, по категориям различных авторов-ученых) идентичность представляет собой подвид политико-территориальной идентичности, а ее концепт предполагает отождествление себя с определенным государством как формой или основой политико-территориального, а также гражданско-политического оформления нации, которое выражается в отношении людей к общенациональным политическим институтам и осознании себя единым сообществом в рамках государства. Именно этот вид идентичности прежде иных подвергся размыванию в период развития процесса глобализации. Не секрет конечно, что формированию устойчивой общенациональной идентичности россиян в постсоветский период препятствовали не только внешние экономико-политические процессы, но и внутренние социально-экономические факторы и ценнoстно-мировоззренческая неопределенность, витавшая над нашей страной не одно десятилетие. Однако, чем дальше, тем больше во всем современном мире наряду с процессами глобализации, ростом проницаемости государственных границ, повышением экономической и культурной однородности мира, появляется параллельных и противоположно направленных процессов обострения национальных чувств. Как следствие, значение категории «национальная идентичность» только возрастает. И, судя по современной социально-культурной и политической ситуации в мире, в ближайшем обозримом будущем не утратит своей актуальности.
Именно о ней, о национальной идентичности, говорит отдельно в 2012 году наш Президент в статье «Россия: национальный вопрос», объясняя, что «…Государство обязано и имеет право свои усилия и свои ресурсы направлять на решение осознанных социальных, общественных задач. В том числе и на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию». Одним из главных достижений сегодняшней России уже можно считать отсутствие радикальной волны отторжения своего прошлого. Отголоски многих экономических и политических проблем из истории нашей страны звучат и сейчас, но аcпектами позитивной национально-государственной идентичности сегодняшней России можно считать всестороннюю актуализацию со всеми историческими периодами нашего государства. Страна перестала по очереди отказываться от героев и символов того или иного времени, она строит «собирательный» образ. Она к тому ж «собирает» былую мощь и былые земли и воды.
В этом случае важным является тот опыт, который накопила наша страна за историю своего существования. Мне, например, интересна мысль исследователя В.М.Суханова, который, анализируя исторические факторы, констатирует, что процесс единения русских земель в одно государство когда-то в далекий исторический период имел прагматическую идейную мотивацию. Она была связана с распространением в обществах и элитах русских земель НАРАВНЕ с проявлением региональной идентичности модели конструирования целостного общества. Эта модель считалась нашими предками наиболее эффективной в межрегиональной политической борьбе за лидерство и позволявшей достигать максимального результата (максимального объема государственного суверенитета) при минимальных материальных и людских затратах. Это была своего рoда ресурсосберегающая модель и региональной идентичности, устойчиво обеспечивающая прочность социально-территориальной и политической системы, именуемой Российским государством. Верно предположить, что не утратила эта модель своего смысла и значения и в наши дни.
Важно при этом помнить, что процесс конструирования любых коллективных идентичностей (в том числе и национально-государственной), в действительности протекает не спонтанно, а как результат усилий элит общества, формирующих смысловой каркас идентичности и способствующих распространению актуальных смыслов и ценностей на более широкие массы. Отсюда вытекает вывод об особой ответственности элит общества за состояние его национально-государственной идентичности. Под таковыми элитами следует понимать собственно политические элиты, интеллектуальные элиты и информационные элиты, в последнее время обладающие широкими возможностями не столько интервьюирования, сколько моделирования событий. Сдается мне, однако, что до сих пор далеко не все представители тех самых элит чувствуют или хотят чувствовать на себе эту ответственность и быть полезными не только собственным задачам, но и государственным. Ведь некоторые еще не отказались от типичной фразы 90-х — «эта страна». Может ли политический истеблишмент, лидеры общественного мнения, представители списка успешных бизнесменов-миллионеров работать на благо страны, отстаивать ее интересы, если они не считают ее своей? Может кто-то до сих пор не понял, но это «НАША СТРАНА»! Теперь еще и вместе с Крымом и Охотским морем!
Маргарита Козлова
Цепляться за территориальные границы — это прошлое. Развитие цивилизации идет по пути объединения наций и народов, границы стираются. Становятся глобальными экономическое пространство, культурное, информационное. Не уже ли Вы представляете лет через 1000 какие либо отдельные государства? Я например вижу единое Человечество. То, о чем Вы говорите, может оставаться только в рамках культурно-исторических традиций и «музейных» ценностей. Наша элита наиболее «интегрирована» в мировое пространство, так как имеет больше возможностей для этого. ПОЭТОМУ задача государства — не заставить как Вы говорите кого-то работать на благо Родины. А создать условия для развития и роста ВСЕХ граждан. Если страна «подвергается» какому-либо экономическому порабощению — то существуют нормальные, рыночные, социальные механизмы этому препятствовать. Но для начала нужно преодолеть внутренние проблемы — коррупции, кумовства, безынициативности, отсутствия равенства возможностей и ответственности. И Вы как депутат должны стремиться к именно этому, а не рассуждать об имперской идеологии.