Блогер Вячеслав Трофимов: «Мосты и транспорт большого города» Вячеслав Трофимов

Мосты и транспорт большого города

Саратов-Энгельс, мосты через Волгу, путь на восток или артерия большого города, власть и люди.
Восточный путь.
Саратов всегда был транспортным центром на торговом пути: по Волге, по степи. Поэтому возрождение Саратова должно начаться с восстановления роли города, как транзитного центра региона, центра коммуникаций, мимо которого не проедешь.
Для этого первейшей задачей является создание на территории области надежных и современных транспортных коммуникаций, важнейшими элементами которых являются мосты через Волгу.
К сожалению, уже не в первый раз приходится отмечать, что отсутствие понимания роли региона и реальной стратегии его развития у нашей областной власти приводит к тому, что мы не развиваем то, что может составлять нашу силу и преимущество. Поэтому область постоянно теряет и доходы и влияние в регионе.
Этот вопрос имеет важное значение и необходимо разобраться в этой теме.

Городской мост. Сносить или строить.

Сколько уже лет кипят нешуточные страсти по мосту через Волгу между Саратовом и Энгельсом. Без малого лет 10 власти области неустанно обсуждают эту проблему, которая сводится к одному вопросу, на который надо дать прямой и однозначный ответ: является ли существующий городской мост аварийным и надо ли его ремонтировать.

Мы понимаем, что для саратовской власти, на самом деле, важно не это, а совсем иное — даст ли федеральный центр немалые деньги на ремонт моста, или не даст.
Поэтому, все страсти нагнетаются всякий раз, когда желанная манна небесная вдруг привидится региональной власти. Но как только эта благодать исчезает из виду, страсти вмиг утихают до следующего раза.
Вот и в 2013 году засветилось было вдали желаемое и большое финансирование из федерального бюджета, саратовские власти распалились, но потом вдруг что-то не срослось, и тему постарались тихохонько прикрыть.
Наступил 2014 год. И вновь засветились, выдали деньги, и опять встал вопрос о ремонте. На сей раз радикально настроенная власть решила, не взирая ни на что, деньги таки освоить, а мост закрыть. На всё лето.
Поражает как подход к проблеме, так и предлагаемое, но не обсуждаемое решение.
В самом деле, допустим, что мост требует незамедлительного ремонта и его нельзя эксплуатировать. Тогда вопрос о закрытии движения правомерен и его надо решать непременно. Но как ездить целое лето людям из Саратова в Энгельса и обратно, никто из наделенных полномочиями чиновников не обсуждает.
Если же мост допускает частичное использование, тогда тем более надо его ремонтировать, но в режиме ограничения движения. И вновь, никто не предлагает вариантов организации движения и снятия возможных и очевидных проблем граждан.
Как только вопрос о выделении федеральных денег завис, проблема с ремонтом как-то сразу померкла и уже никто не собирается мост закрывать, а губернатор с уверенностью заявил, что мост нормален и будет работать по- прежнему. Ремонт отменяется.
Но ведь ещё вчера, так же уверенно иные лица заверяли, что надо срочно мост закрывать и ремонтировать. Лишь деньги появились — и ремонт в авральном режиме.
Интересен и подход к цене ремонта. Сначала было 500 млн. руб. Их не дали. Потом губернатор В. Радаев озвучил 1 млрд. руб. Опять не дали. Потом из сообщений прессы узнаём: Владимиру Путину предложили выделить Саратову 1,5 млрд. рублей для ремонта моста. Президент обещал подумать.
Так сколько надо денег для ремонта городского моста? И почему их должен давать Президент России?
Остается только спросить: кто и как в Саратове принимает решения по столь значимой проблеме, волнующей народ?
Наконец проснулась и общественность, и после долгих вялых обсуждений появились профессиональные выводы о состоянии и перспективах моста. Оказывается, есть у нас и специалисты, способные разобраться в проблеме и предложить технические решения по ремонту. Но их, как мы видим, никто не зовёт и не спрашивает. Денег же нет!
Когда деньги появятся, всё равно не позовут, а пригласят каких-нибудь «заморских» спецов и за очень нескромные деньги составят, наконец, техническое заключение и очень приличную смету на ремонт, чтобы никого не обидеть.
Удивительно то, что до настоящего времени никто не провёл профессионального обследование состояния конструкций, а вместо этого наши чиновники, как персонажи известного произведения Н. Гоголя, рассуждают: простоит ли этот мост ещё годик, или не простоит.
Посмотрим, в чём суть проблем.

Проблема первая. Ремонт моста, технологии ремонта и организация движения.

Очевидно, что, как не ремонтируй старый мост, его технические и пропускные возможности сегодня не соответствуют потребности двух городов и их жителей. Давно назрела необходимость строить новый мост.
Трудно припомнить, чтобы со стороны нынешней власти звучали какие-то предложения по строительству второго моста. Как-то, ещё во времена губернатора Д. Аяцкова, обсуждался вопрос о строительстве второго моста, но в Увеке, что не очень удобно для жителей двух городов.
Мы видим решение в строительстве второго городского моста рядом со старым (вторая очередь). Такой же формы, чтобы не нарушать сложившийся облик моста и привычную картинку Саратова, ставшую лицом города, символическим капиталом. По расположению транспортных коммуникаций считаем возможным разместить рядом с существующим мостом еще один, шириной в четыре полосы без тротуаров. По две полосы с каждой стороны действующего моста. Такое расположение объясняется, во-первых, существующими на сегодняшний день подъездными путями, во-вторых, «продуманной» градостроительной политикой городских властей, которые разрешили строительство высотной башни прямо в створе моста, в связи с чем создали городу «вечную» проблему в расширении существующего моста. По некоторым сведениям, ещё одну башню планируют построить с другой стороны Предмостовой площади и тогда про расширение моста можно забыть. Думать наперёд, решать проблемы до того как они возникают, а не искать виноватых и разводить руками городские власти, наверное, никто и никогда не учил.
Учитывая, что с Энгельской стороны почти непрерывно возможно движение в четыре полосы, а с Саратовской стороны это движение производится по двум параллельным улицам, при таком расположении нового моста можно обеспечить непрерывный четырехполосный поток машин от центра Саратова до центра Энгельса без всяких препятствий. Все, кто пользуется мостом сейчас, согласятся, что в этом случае пробок практически не будет и часами стоять не придется.
Очевидно, что после строительства нового моста, существующий мост удастся капитально отремонтировать и можно будет использовать, например, для общественного транспорта, с остановкой у пляжа, и пешеходного движения для отважных и отчаянных. Возможны разные варианты в зависимости от организации развязок. Сами развязки пока не представляют проблемы, если за это время, пока ведутся дискуссии, все подъезды к мосту не застроят новыми высотными башнями и магазинами. Это у нас запросто, опыт есть.
Понятно, что свободный от движения старый мост можно будет ремонтировать по любым технологиям, не опасаясь транспортного коллапса. И делать капитальный ремонт со вскрытием верхней части и заменой всего пришедшего в негодность, а не ремонтировать только перила и тротуары. Такой ремонт, как делают сейчас, не влияет на прочность и надежность моста, но зато сильно способствует росту благосостояния чиновников и строителей.
Для примера: в Костроме есть аналогичная проблема с 40 летним мостом и тамошние власти её решают, а не сотрясают воздух.
Сколько надо времени, чтобы построить новый мост? Два, три года. В Крыму мост длиной в 4 километра из 4 полос и железной дороги планируют построить за три года.
А сколько лет наша задумчивая власть решает эту проблему? Уже лет 10.
Нам сразу предъявят главный аргумент — федералы денег области-банкроту не дадут для строительства городского моста. Правильно, чтобы их попилить по старой привычке, накачивая необоснованные траты в проект который наспех будет сделан после выделения денег, не дадут. А если представить обоснование заранее, а не потом, как-нибудь, в случае чего, то, наверное, можно найти варианты и окупаемости, и возврата средств, и прочие интересные комбинации, которые приняты при строительстве таких объектов. Просто нашим чиновникам это неведомо — обоснование сначала, до денег. Потому что в этом случае надо будет всё расписать по статьям затрат, и потом отчитаться. А как же откаты? В этом многолетняя проблема и заключается.
При ремонте — это происходит запросто, уже давно проверено, а при новом строительство можно и просчитаться. Есть уже опыт при строительстве первой очереди моста в Пристанном. Если бы не хорошие отношения губернатора с бывшим в то время премьером, М. Касьяновым, кое-кому пришлось бы не сладко. Но пронесло.
Сколько будет стоить новый мост, никто всерьез не считал, но наверное, это не проблема, так как только что построили вторую очередь моста в Пристанном и эта цена известна. Для того же Крыма уже озвучили примерную стоимость строительства, а у нас всё никак. Предположим, что это около 10 млрд. рублей. Деньги немалые, но область платила примерно столько по процентам за кредиты, причем ежегодно, и отдавала их насовсем. А в случае вложения в строительство моста, деньги можно и вернуть.
Вот такая арифметика получается. Для чужих банкиров нам ничего не жалко, а для своих граждан мы денег не найдем.

Проблема вторая. Где взять деньги.

Может ли область найти средства для строительства нового моста? Думаем, что может и очень просто. Опять же, если не пилить, а пускать в дело под жестким контролем.
Посчитаем экономику вопроса. По сведениям нашей Саратовской прессы, если ей можно верить, по мосту ежедневно проезжает 10 тыс. пассажиров общественного транспорта, или 3,65 млн. пассажиров в год.
Также по мосту проезжает около 38 тысяч автомашин в сутки.
Если ввести дополнительную плату за проезд по мосту в размере всего 20 рублей с пассажира, то получим сумму платы в размере 73 млн. руб. в год или около 365 млн. руб. за 5 лет.
К этой сумме надо прибавить плату с легковых машин в размере 100 рублей за поездку и 200 рублей — с грузовых машин.
При некоторых предположениях о распределении машин получим сумму платы за 5 лет в размере 7,3 млрд. руб.
Предположим, что область берёт кредит в размере 7 млрд.руб.
При ставке кредита в размере 8,5% в год (по ставке ЦБ) за 3 года (срок строительства) сумма затрат области может составить около 9 млрд руб.
Может ли федеральный бюджет выделить средства в размере 30% от стоимости строительства нового моста (3 млрд. руб.)? Ответ очевиден. Да, может, при представлении примерно такого расчёта окупаемости. Может и кредит предоставить под более низкий процент или вовсе без процентов, так как проект инфраструктурный и социальный, а средства возвратные.
Расчеты приведены условные и не претендуют на точность. Главное — понять, возможно ли получить средства при желании построить новый мост.
Вопрос в том, как получить эти деньги на таких или иных условиях? Да на пять лет и для нашей области.
Это действительно проблема, и она упирается во власть, и ни во что иное.
Если к власти нет доверия, то это лечится только заменой этих лиц и новым подходом к управлению. Так можно вернуть доверие инвесторов и народа.
Конечно, возложение затрат на население не правильно и этого делать не следует. Наши расчеты просто показывают, что это возможно и не очень дорого.
Для финансирования проекта имеются иные способы и источники.
Мы знаем, как привлечь эти средства, но не мы решаем.

Проблема третья. Как организовать сообщение между городами сейчас.

Понимая, что строительство и ремонт автомобильных мостов займет целых 3 года надо предложить что-то для решения вопроса перевозки пассажиров уже завтра. И такое решение есть. Но, опять же, мы не видим никакого стремления нынешней областной власти эту проблему решать, искать какие-то варианты или, хотя бы обсуждать её с населением и общественностью.
Решение возможно в следующем.
В настоящее время грузовые железнодорожные составы проходят через весь город Саратов на всём его протяжении, от начала Заводского района до окончания Ленинского. Это создаёт не очень комфортную обстановку во многих жилых районах Саратова, это очень шумно и небезопасно. Одновременно с этим загружена железная дорога в черте города, что не даёт возможность использовать её для интенсивных перевозок населения между Энгельсом и Саратовом. А именно эта возможность является единственной на сегодня альтернативой автобусному сообщению через проблемный мост.
Для решения этого вопроса необходимо всего-то построить несколько километров объездной железной дороги в обход Саратова с Юго-Западной стороны, что позволит направить грузовые составы, минуя Саратов. Освободившуюся магистраль внутри города можно использовать для организации сообщения поездами типа наземного метро на регулярной основе, как автобусами. В этом случае решается как проблема доставки пассажиров из Ленинского района в центр Саратова, и дальше, минуя пробки и экономя время, так и аналогичная проблема для жителей Энгельса. Время в пути не сильно отличается от автобусного сообщения, но пробок нет и ехать удобнее. Можно и почитать что-то в пути.
Возможный маршрут поездов: летный городок (Энгельс) — торговый комплекс на Вольском тракте (Саратов), ст. Покровск (вокзал г. Энгельса)- ст. Жасминная (Саратов).
Для сведения: в Энгельсе используется железная дорога, ведущая на авиабазу — будущий новый международный аэропорт.
Учитывая возможность движения поездов, типа метро, в обоих направлениях по одной и той же колее, возможности для организации движения между городами практически ничем не ограничены.
Мы полагаем, что даже поезда б.у., взятые в лизинг у Московского метрополитена, могут решить эту задачу на первых порах. Это ничем не хуже автобусов б.у. из Европы, заполнивших Саратовские улицы. Такой транспорт удобнее для пассажиров, и гораздо чище для экологии города и его жителей. Можно организовать свою транспортную компанию для перевозок и не зависеть от воли РЖД, особенно, от их цен на билеты. Если посчитать сколько дотаций тратит наш областной бюджет на компенсацию перевозок населения пригородными поездами РЖД, то, надо признать, что область давно могла бы купить свои поезда метро.
Имея мощности заводов в том же Энгельсе по производству различного подвижного состава, для области не представляет большого труда производить вагоны для поездов своего метро и своей транспортной компании.
И вновь, никто из руководителей саратовской власти не ставит задачи для министров и предприятий по организации производства, не призывает общественность принять участие в обсуждении темы и поиске решения. Нет активности и в переговорах с РАО РЖД. Поэтому, наполненные нефтью и опасными химикатами составы по-прежнему идут непрерывным потоком через весь город, а жители часами томятся в пробках, добираясь на работу и домой.
Наверное, для этого проекта тоже нет денег, или опять федералы виноваты.
Так и живем или прозябаем, в надежде на чудо, но без надежды на власть.

Перспективы развития транспортного пути.

Относительно недавно председатель областного комитета дорожного хозяйства Геннадий Рудыкин озвучил свежие инициативы правительства после очередного визита губернатора в Москву. Оказывается, правительство вдруг озаботилось строительством нового моста. Но…
«Только на первоначальное проектирование моста через Казачий надо 700-800 млн. рублей, а сама смета строительства составляет более 35 млрд рублей. Он будет длинной где-то километров в восемь. Но пока это все мечты».
Для сведения: длина существующего моста около 3 км.
Заместитель председателя правительства области Сергей Канчер назвал стоимость нового моста в сумме около 10 млрд руб., но затем последовали уточнения — 65 млрд. руб.
Хорошо мечтают чиновники! Невольно позавидуешь масштабам. Умеют же, когда «надо»!
Но почему-то вспоминается известная восточная сказка про то, как Ходжа Насреддин «взял подряд» у шаха на обучение ишака говорить. Мораль простая: «или шах помрёт или ишак сдохнет». А деньги сейчас!
Любому жителю Саратова, даже не глядя на карту городов Саратова и Энгельса, понятно, что названный проект чиновников из той же серии. Нам никогда не дадут ни 35 ни 65 млрд. рублей. Нам даже на проектирование не дадут 800 млн. руб. А потому это проект из серии: построим ТЮЗ за 20 лет со скрипом и скрежетом зубовным, назло всем, но за федеральные деньги. Главное начать и ввязаться, а там, не мытьем, так катанием дожмём.
Этот подход тождественен тому, как решается вопрос по строительству нового аэропорта. Та же муть и полное отсутствие какой-либо ответственности власти за слова и результаты. И то же маниакальное стремление уничтожить природу и зоны отдыха.
Посмотрим всё-таки на карту. Предлагаемый нам маршрут через Казачий остров втрое длиннее существующего моста. Прилегающая к мосту территория со стороны Энгельса, единственная в Энгельсе лесопарковая зона, или то, что от неё осталось. Там же расположены ближайшие к городу базы отдыха, на которых отдыхают и многие саратовцы. Всё это придётся забыть, так как предлагаемый нам маршрут нового моста пройдёт прямо по центру этой территории, что, по сложившейся у нас традиции, приведёт к полному уничтожению всего зелёного мира (зато прибавится «зелёных» в кармане у некоторых). Это «химкинский лес» по- саратовски.
Со стороны Саратова весь берег застроен, подъездных дорог нет. Есть только одна узкая дорога ведущая в речной порт с выходом на ул. Чернышевского, в районе торгового комплекса, созданного на месте метизного завода. Кто ездит в Заводской район хорошо себе представит что там будет, если к этому потоку транспорта прибавится ещё и Энгельский.
Кому это надо? Может владельцам речного порта понадобились деньги, или надо сбагрить кому-то порт?
И вот этот бред воспалённого жаждой наживы сознания чиновников выплескивают на нас, желая показать мощь мысли и полёт фантазии, заботу о жителях и масштабность подхода к решению проблемы.
Как нужно не уважать народ, чтобы вот так открыто и бездарно его дурить?
Совершенно очевидно, что этот проект нового городского моста в районе острова Казачий не будет реализован никогда, если, конечно, признать граждан Саратова и Энгельса, а также, членов правительства России вменяемыми людьми, способными различать, понимать и принимать ответственные решения.
Но желание Саратовских чиновников много хапнуть, не взирая ни на что — продемонстрировано отчётливо.
Нужен ли Саратову ещё один городской мост в южной части города?
Полагаем, что не нужен, при условии строительства второй очереди существующего городского моста.
Зато Саратову нужен второй мост через Волгу, но не городской, а транзитный, федерального значения, такой же как в Пристанном.
И построить его необходимо в районе существующего железнодорожного моста с выходом на объездные автодороги Саратова и Энгельса. Вот тогда транспортное кольцо вокруг городов сомкнётся и весь транзитный поток можно направить минуя центры городов.
Это может быть двухэтажный мост: на нижнем этаже — 4 ветки ж.д. (2+2), на верхнем этаже — 4 автополосы (2+2).
После строительства нового моста старый мост можно оставить как памятник технологии и военного прошлого.
Почему 4 железнодорожные ветки? Две ветки для транзитного сообщения, 2 ветки для легкого городского метро: Саратов-Энгельс.
Учитывая, что работы по строительству железнодорожного моста уже ведутся Приволжской ж.д. за счёт своего бюджета и значительная часть работ выполнена, необходимо придать строительству более высокий статус и, увеличив финансирование за счёт федерального бюджета и бюджета корпораций, заинтересованных в его строительстве, ускорить строительство, учитывая состояние транспортной проблемы городов и транзита. Железнодорожный мост еще старее, чем автомобильный и его ресурс, также, не вечен.
При этом, надо строить не чисто железнодорожный мост, как планируется сейчас, а мост совмещенного типа: для железнодорожного и автосообщения.
Кто может быть заинтересован в строительстве нового транзитного моста?
Не вдаваясь в подробности, предложим вариант: Роснефть, Лукойл, Волгомост, РЖД, Ростелеком, структуры Евразийского союза (ЕАС), иные инвесторы.
При наличии политической воли власти и понимания областью своего назначения, при желании решить проблемы региона и найти его место в экономике страны, эта проблема решается.
В противном случае, нам останется учить азиатского ишака русскому языку. Да и то при условии, что мы найдём глупого шаха, кому этот ишак понадобится за деньги.
Всё остальное сделают другие и без нас, и без саратовского правительства.

PS. Статья опубликована в августе 2013 года. В настоящий текст внесены небольшие изменения с учётом меняющейся реальности.
По имеющимся сведениям руководство ОАО РЖД приняло решение приостановить работы по строительству нового ж.д. моста в Саратове. Комментарии правительства области неизвестны.
Летайте поездами РЖД! Через Волгу.

Вячеслав Трофимов, по материалам заседания Комитета 64.

А теперь поделись со всеми этой новостью ☛

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.