Статья. Изборский клуб пришёл в Саратов Новости,Статьи

9 и 10 июля 2014 года члены клуба во главе с Александром Прохановым взглянули на Волгу с саратовского берега. Нельзя сказать, что событие прошло незамеченным. Несколько сайтов ограничились дежурной информацией, другие же отслеживали мероприятия с участием членов клуба, давали прямую речь и даже видеохронику. В работе клуба приняли участие губернатор области Валерий Радаев, члены регионального правительства, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, разновеликие общественники, журналисты. Гостям организовали добротную программу пребывания, были встречи на различных площадках, посещение уникальной Национальной деревни Саратовской области.

Но нет полноты ощущений от события. Почему так? Ответ очевиден и грустен – в Саратове, как и во множестве других российских городов, число людей, которые разделяли бы и поддерживали идеи Изборского клуба, пока невелико. Нет, физически они не исчезли, более того, у них стойкий иммунитет и к мультикультурному промыванию мозгов, и к притягательной силе золотого тельца, и к обаятельным евроинтеграторам. Просто они очень устали от обилия всякого и разного, от потоков тщательно отполированной ядовитой информации, от изощрённых попыток то мытьём, то катаньем лишить их индивидуальности. Известно, как организм реагирует на постоянный раздражитель, — он впадает в апатию. А совсем уж беззащитный — уходит в анабиоз.

Если не ошибаюсь, то впервые понятие «быдло», как определение провинциальной интеллигенции, использовала в «Метрополе» Белла Ахмадулина. Ни Геббельс, ни Черчилль, ни Бжезинский, а знатная поэтесса, гражданка Союза ССР. Теперь этим термином владеют все, включая третьего помощника главы администрации какого-нибудь Тьмутараканского района. Произносит он заученное слово, и сразу становится выше на две головы. Потому что серое вещество этого несчастного человечка уже заражено нелицензионным программным обеспечением, и изучать этот феномен должна не медицина, а, к примеру, биомеханика.

В славные времена (речь только о хронологии), Саратов считался городом интеллигенции. Неординарные театры, всемирно известный Радищевский музей, первый в России стационарный цирк, впечатляющей архитектуры консерватория, филармония, масса солидных вузов, не чета нынешним писатели, художники, музыканты, актеры.

А сейчас? Интеллигентов в Саратове, хорошо, если человек десять. Зато интеллектуалов – немерено. Куда не плюнь, — интеллектуал. Наверное, это нормальное явление, если, конечно, интеллектуал не мнит себя пупом земли. Но ведь мнит. Потому что он пуп, а кругом — «быдло».

А интеллигенция? Есть она?

Думается, что есть. В анабиозе.

Почему не было ощущения полноты события от визита Изборского клуба? Да потому что не было полноценной аудитории. Каковую, к слову, клуб и должен возродить. Разбудить, сплотить и селекционировать.

Заниматься этим будет Дмитрий Аяцков. Именно он возглавил филиал Изборского клуба в Саратовской области. Дмитрия Фёдоровича знают все. Как первого губернатора в новейшей истории Саратовской области. Как человека поразительной энергии и работоспособности. Как руководителя, поднявшего область в мутные постперестроечные времена. Как новатора, пробивного и убедительного. Рубахой-парнем он бывает только с журналистами. Как начальник, он крепок и прагматичен. Рассказывают байку: на второй или третий день его губернаторства кто-то из вторых лиц не вышел на работу. Звонит. Знаешь, говорит, Дмитрий Фёдорович, чё-то я приболел, вчера допоздна отмечали моё назначение. – Ну, не переживай, отвечает Аяцков, поправься как следует, отдохни. А завтра приходи. Нет, не ко мне, а сразу в управление кадров. Приказ об увольнении там будет. Так и уволил. На следующий день все на работу пришли в семь утра.

Справедливости ради следует отметить, что и злопыхателей у Аяцкова полно. Вменяют ему кучу грехов, от покупки для области суперкомбайнов (бешеные деньги) до героизации П.А. Столыпина (родовое село переименовал, памятник претенциозный поставил). Можно, конечно, дать оценку этим конспирологам, но есть аргумент сильнее – пишут, значит помнят.

Именно Аяцков стал «виновником» визита Изборского клуба к саратовским берегам.

Проханов назвал Волгу рекой русского времени. Александр Андреевич только пишет прозу, а говорит он как поэт: «…на берег Волги, на водопой, вышли множество народов. Русские, угры, тюрки, чуваши, татары, арийцы. Рядом калмыцкая степь. Целый огромный ансамбль народов, которые омываются этой вечной рекой. Она омывает их всех, остужает страсть, соединяет, опрыскивает их всех живой водой. Волга создала особую волжскую цивилизацию, и эта цивилизация, где эти народы едины, соединены, проникают друг в друга, легла в основу нашей имперской цивилизации. Нашей сегодняшней державной России, где каждый народ драгоценен и у каждого народа своя миссия. Нет народов иждивенцев, каждый народ поддерживает свой свод державного неба. Эта симфония драгоценна. Нет народов, которые являются бременем. Все народы божественны. Волга демонстрирует эту красоту».

Воистину так. Волга, как объединяющее начало, дала жизнь журналу «Волга». Журнал увидел свет в 1966 году, при посредстве К. А. Федина. Обрёл заслуженную славу среди толстых провинциальных журналов. В 1982 году  в нём появилась статья Михаила Лобанова «Освобождение» о романе  Михаила Алексеева «Драчуны» — о голоде в Поволжье в 1933 году.  Секретарь ЦК КПСС М. Зимянин на совещании главных редакторов всех столичных изданий статью осудил. Позже стало известно, и этот факт имеет документальное подтверждение, что инициатива исходила от генсека Ю.В. Андропова.  Естественно, секретариат СП, естественно, решение ЦК, естественно, травля Лобанова, травля Алексеева, снятие с поста главного редактора «Волги».

После смерти Андропова – поток извинений от «больших» людей и вхождение в историю советской литературы. Затем перестройка, новый, чудесным образом ощутивший в себе либеральные настроения, главный редактор  С. Боровиков, сомнительная распродажа имущества, крах. Словом, обычная по тем временам история.

Через какое-то время журнал воссоздает… губернатор Аяцков. Какие перипетии пережил журнал «Волга», ставший журналом «Волга — XXI век», — это отдельная история. Последовательно: подлость, криминал, подтасовки, закулисные интриги. На сегодняшний день журнал известен лишь ограниченному кругу специалистов, исключительно в силу их профессиональных обязанностей. Читателю он практически недоступен (хорошо, если в библиотеке). Это, может быть,  и хорошо, поскольку «наполнение» издания беспомощно, безлико, замкнуто само в себе. Правда, за счёт бюджета. Интересно, что фактически журналом «владеет» некая литературная группа под названием АСП (Ассоциация саратовских писателей), которая юридически в природе не существует. Для информации: соучредителями журнала является региональное министерство информации и печати и областное отделение СП РФ. Однако попытки соучредителей вернуться к реальному управлению журналом результатов не дали.

Почему бы Изборскому клубу не вникнуть в эту проблему? В конце концов, она (проблема) соотносится с деятельностью клуба самым органичным образом.

Прослыв в душе великороссом,

Отбросив срочные дела,

Не озаботиться ль вопросом –

Куда Поэзия ушла?

 

Её свалил не мор вселенский

И не придворный акафист, —

Модерноватый Вознесенский

И Евтушенко – визажист.

 

С азартом лапая эпоху,

Чужое нюхали бельё,

Довольство подобляли вздоху,

Как неприятие её.

 

Теперь на место этой своры

Явились Музе на поклон

Вагоны евродирижёров

И местной мрази легион.

 

С улыбкой сладко-агрессивной

Кипящей капают мочой.

И Гитлер, как малец наивный

В сравненье с этой саранчой.

 

Но не поймут миссионеры,

Что подмечает, не спеша

Все их бесстрастные манеры

России страстная душа.

 

И скоро плесень в Лету канет,

Ведь очевидно наперёд –

Россия вновь Россией станет,

Когда Поэзия придёт.

 

Волга – не просто уникальный географический объект, прав Александр Андреевич. Многоликая Волга – ещё и купель русского крестьянства, когда-то могучей основы государственности. Теперь же дела таковы, что вопрос выживания крестьянства предваряет вопрос выживания державы. И никакими госпрограммами этот вопрос не решить. Потому что решаться он должен не синоптической блажью, а нравственной интервенцией. Руководитель саратовского филиала – лучший из экспертов по этой проблеме.

И не только по этой. Недалеко от Саратова, на другом берегу Волги, расположена авиабаза стратегических ракетоносцев. В конце августа 2005 года базу посетил американский сенатор, некто Барак Обама. Откушал щей, выпил водки, посмотрел на технику, много ли осталось после «исторических» договорённостей. Расстроился. Сфотографировался с военными лётчиками. Пригласил их в Америку. Тогда, 9 лет назад, никто не озадачивался вопросом: а в каком качестве пригласил?

Скоро один из ракетоносцев, Ту-95МС, по натовской классификации – «Медведь», обретёт название «Изборский клуб». И нет в этом ни мистики, ни иронии. Так, штрих к сюжету. О большой Волге и маленьком, с высоты полёта, мире.

Александр Палькин

 

А теперь поделись со всеми этой новостью ☛

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.