Имеем рост минимальной зарплаты и к...
8 лет назад
Саратов получит трак... В результате встречи губернатора области Валерия Р...
Правительство област... Губернатор Валерий Радаев подписал распоряжение в ...
Из-за пожара в много... Как сообщили в пресс-службе МЧС по Саратовской обл...
Под колеса маршрутки... Сегодня, 15 декабря, примерно в 8:30 в Саратове по...
На прошедшем 16 марта референдуме большинство жителей Крыма проголосовали за присоединение республики к Российском Федерации (96,77% избирателей автономии при явке в 83,1%).
17 марта верховный совет Крыма принял постановление «О независимости Крыма», в котором Крым провозглашается независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
В связи с этим редакция сетевого издания «МедиаСар» обратилась к ведущим политологам и общественникам как регионального, так и федерального уровня с целью выяснения их мнения по этому вопросу. Экспертам было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Если бы Вы принимали участие в референдуме о присоединении Крыма к России, то как бы Вы проголосовали? Нужен ли Крым России?
2. Насколько скажутся экономические санкции стран ЕС и США, которые они планируют применить в отношении России, на жизни и будущем граждан Российской Федерации?
3. Затронут ли Вашу жизнь (на уровне региона) подобные санкции в отношении России?
4. Какие позитивные и негативные последствия могут наступить для жителей России и нашего региона после вступления Крыма в состав Российской Федерации?
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев:
Президент Путин в отношении Украины поступает как человек, который искренне верит, что Россия находится в кольце врагов и искренне ощущает свою историческую миссию. У нынешней России нет друзей, есть интересы. А еще есть стратегические ракетные войска, армия и флот. Никто не вспомнит в будущих учебниках истории про Саммит АТЭС или курс рубля к доллару. Но тема возвращения Крыма России там будет. Путин как зеркало народных ожиданий.
Не признают. И развивать эту мысли не имеет смысла. Другое дело, что реакция зависит от последующих действий России. Остановится ли Россия на Крыме или пойдет дальше.
Признание или непризнание референдума само по себе не страшно. Тому пример Приднестровье. Пока Запад не хочет настраивать против себя население России. Потому санкции касаются только ограниченного круга лиц. Пока Крым официально не войдет в состав России события нет, а вот когда войдет — есть. Вот тогда и будут реальные санкции на основании реальных российских государственных актов о принятии Крыма в состав РФ. С точки зрения западной логики, Обама совершенно прав. Такое его поведение, адекватно, взвешенно и дает российскому руководству возможность передумать с минимальной потерей лица. Но Путин не свернет. Российское руководство принимает осторожность за слабость и за испуг. Санкции будут не сразу, пошагово, по нарастающей. Риски российское руководство просчитало. Но попытка взять Запад на «слабо» может быть как успешной, так и неуспешной. Тогда доллар вскоре будет стоить рублей 50, а в России будут пропагандировать стратегию опоры на собственные силы. Первыми пострадают бюджеты регионов. Но Крым на раздаче будет стоять первым, разочарования крымчан российское руководств не допустит. Остальным придется утянуть пояса.
В ближайшей перспективе бюджет РФ пострадает не очень. Проблемы начнутся позже. Системные проблемы начнутся года через два-три и достигнут апогея в перспективе пятилетки.
Директор ССЭИ РЭУ им. Г.В.Плеханова Сергей Наумов:
Мы тесно связаны с Крымом многими узами, которые были бездумно разорваны Н.С.Хрущевым одним росчерком пера. У многих россиян осталось на Украине остались родители, братья, друзья и наоборот. Крым исторически долгое время был частью России, сейчас появилась возможность восстановить историческую справедливость и крымчане сделали свой выбор в пользу единства с Россией. Я уважаю и поддерживаю их решение.
Как сказал В.В.Путин, в глобальной экономике любые экономические санкции ударят по всем участникам процесса. Санкции не могут быть односторонними, и все страны это прекрасно понимают. Любой процесс тут же отзеркалится в обратную сторону. Возможно, это не будет заметно сразу, но, поверьте мне, тот, кто умеет считать, прогнозировать, стремится к стабильности, сто раз подумает, прежде чем пойти на такой шаг. Россия уже активно сотрудничает со странами СНГ и смотрит на страны Азии. И еще – Россия — большое и сильное государство, вряд ли стоит делать ее своим врагом.
Доллар дорожает, естественно повышаются в цене импортные товары, в первую очередь, товары длительного пользования, электроника, некоторые ввозные продукты питания. Уже начали вводить ограничения для отдельных должностных лиц при въезде, к примеру, в США и страны Евросоюза. Думаю, туристов, это не коснется. Сами подумайте, какая страна, имеющая неплохую прибыль с российских любителей путешествовать, захочет лишать себя этой статьи доходов?
Как я уже говорил, присоединение Крыма – это восстановление исторической справедливости, воссоединение одного народа. Присоединение Крыма — это восстановление и экономических связей в рамках единого промышленного производства, туристических потоков. Это и признание свободного выбора народа Крыма, а не слепое следование идеалам западной псевдодемократии. Чем как раз и вызвано обострение отношений с Европой и Штатами.
Главный редактор газеты «Глас Народа» Дмитрий Олейник:
Сложно, конечно, решать за других, но я бы с удовольствием принял участие в референдуме, который прошел бы в России. Если не брать затраты на это дело, если можно было сделать это очень дешево, хотя бы в интернете или как-то еще, то я бы проголосовал, конечно, за присоединение. А граждане других стран, наверное, должны сами решать свою судьбу, и поэтому я бы тут не стал говорить о том, как бы я проголосовал, если бы там находился. Хотя я там часто бываю, больше 3 лет за последние 10 лет провел. Но тем не менее, это их выбор. В данном случае, они несут за него ответственность, поэтому они вправе сделать выбор, они его сделали.
У нас история повторяется: мы уже имели санкции после того, что происходило в Абхазии и Северной Осетии. Если вы помните в 2008 году там был вооруженный конфликт, в котором Россия принимала участие, защищая своих миротворцев, граждан. Были введены санкции, просуществовали несколько месяцев, потом это тихо прекратилось. И о них сегодня, наверное, никто не вспоминает, если специально не интересоваться этим вопросом. Поэтому на жителей центральных регионов России, Поволжья тем более, Дальнего Востока, это вряд ли хоть каким то образом скажется. Они могут сказаться только на жителях Крыма, определенным образом. Там могут возникнуть проблемы с оформлением недвижимости, прав собственности, и так далее. И с иностранными инвестициями какое-то время будут проблемы. Ввиду такого подвешенного правового статуса, на тех кто живут сегодня в Крыму, это может каким то образом сказаться. А на тех кто живет в центральной России, Поволжье и так далее, это не скажется никак .
Меня могут затронуть интересы, не санкции. Я честно скажу, может затронуть нестабильность, если она там возникнет. Вы понимаете, какая ситуация: любые большие изменения, а там происходят изменении революционного характера, когда часть большая полуострова меняет принадлежность от одной страны к другой, приобретает независимость, всегда связаны с тем, что большие реформы проходят в очень короткий промежуток времени. И часто это приводит к тому, что некому заниматься криминальным элементом, то есть он как-то выходит, пока идет реформирование силовых структур, пока идет реформирование законов. Мы наблюдали это у себя в России, в то время когда СССР развалился, и Россия стала формироваться как государство, фактически до 2000 года, пока Владимир Владимирович не стал Президентом. Вы помните, была масса вопросов именно с криминалом, то есть этого тоже можно опасаться гораздо в большей степени, чем каких либо санкций. Сейчас там будет большое переоформление, большой передел. Надо называть вещи своими именами. В этих условиях криминальные элементы могут активизироваться, а сил правоохранительных органов может не хватить. Опасения могут вылиться в отношении какого-то мирного населения, каких-то предпринимателей. Я имею в виду не олигархов, естественно, а каких-то мелких и средних предпринимателей. Они могут пострадать от таких действий. Мне кажется, что Россия должна это понимать. У нас опыт большой, есть становление правоохранительных органов. Именно там, в Крыму, надо принимать какие то сверх усилия. Должен быть порядок, совершенно четкий. Без него пострадают все больше, чем от санкций, и это будет, в том числе, предъявлено России. Скажут, что не обеспечили безопасность, поэтому мне кажется, что вопрос важен не столько в оказании гуманитарной помощи. Крым не нищий регион, который нуждается в гвоздях или кирпичах, а вот оказать помощь в организации наведения порядка, в том числе, вот такого порядка, связанного с криминалом, тут необходимо.
Член Общественной палаты Саратовской области Дмитрий Чернышевский:
Прежде всего крымчанам нужна Россия, и поэтому они проголосовали практически поголовно за присоединение к России. Причем у меня есть информация от людей, которые участвовали в этом референдуме, живут в Джанкое, в сердце Крыма. Они говорят что никогда не было такой явки как вчера, и люди специально ездили из городских центров в села, где они прописаны и должны голосовать, но никогда раньше этого не делали. И даже украинцы и татары — все голосовали за Россию. Поэтому сомневаться в единодушии населения никаких оснований нет. Это не выдумка, не работа участковых комиссий, тем более что времени-то не было на манипуляции общественным мнение. Это мнение населения самого полуострова. Ну, а в России будут сейчас решать, и я думаю, что решение будет положительным. Крым был присоединен в 1783 году Императрицей Екатериной II, и с тех пор он был российским. Приватности судьбы конечно нас отделили, и я сожалею, что с Украиной мы в разных государствах. Процесс этот достаточно естественный: воссоединение русского народа в России и это историческая закономерность.
Как не странно, я думаю, что развитие событий идет в таком ключе, который дает надежду всем жителям России на общественные изменения в ситуации в лучшую для простого народа сторону. Потому что та экономика, которая существовала, основана на продаже сырья за границу, на Запад, скорее всего, и господстве компрадорской олигархии финансовой, сырьевой. В этих условиях противостояния с Западом такая экономика не нужна, она не может существовать. Независимо от того, что хотели бы и не хотели правящие круги России, они вынуждены будут принимать в условиях противостояния с Соединенными Штатами из-за Крыма достаточно эффективные меры по стимулированию нашей внутренней экономики: развитие промышленности, восстановление собственного производства. И это оставляет гораздо больше шансов для населения улучшить свою жизнь, чем продолжение существования на нефтяной игле, как все последние 10-15 лет. Поэтому долгосрочные перспективы у нас довольно позитивные. Краткосрочные — санкции будут достаточно ощутимы, поскольку у нас очень большая зависимость от импорта и на всех это скажется. Но, честно говоря, мы уже столько пережили в экономике, без всякого Крыма и без всякой пользы для страны, можно вспомнить 1998 год, что большая часть народа воспринимает эти угрозы очень саркастически. Т.е. мы не только все это выиграли — нам по барабану, что там Америка угрожает, тем более обратите внимание на какие-то серьезные вещи. Никто не говорит: давайте откажемся покупать российскую нефть и газ. Нет, они не спешат это делать, они грозят закрыть счета наших олигархов. Ради Бога, пусть олигархи страдают, но я, честно говоря, как политолог буду очень удивлен, если они это сделают, потому что получится, что Америка своим руками придушит ту часть общества, которую она же выращивала в течение многих лет в России, которая ориентирована на Запад, поддерживается там. В это верится с трудом. Ну, а если сделают — так сделают, нам же лучше будет. Меньше проблем будет с нашими олигархами, больше будет развития для национальной буржуазии, которая развивает промышленность, экономику, производство. Может она вышла бы из-под гнета естественных монополий и будет представлять высокооплачиваемые рабочие места для населения.
Минусы краткосрочные будут достаточно ощутимы, поскольку всегда разрыв уже существовавших каких-то отношений правовых, юридических, экономических и перестройка на новые отношения. Ну например: вся система пенсионная, бюджетная в Крыму будет перестроена. Это достаточно сложно. И сделать так, что бы люди ничего не заметили, а только обрадовались, что у них стала пенсия в два раза больше, потому что в России она в принципе выше чем на Украине — это достаточно сложно. Я думаю, что будут и неудобство, и недовольство будет определенное потому что переориентировать информационные потоки в одночасье не удается Для экономики страны тоже будут краткосрочные проблемы, особенно если санкции введут. Мы уже сейчас видим, что еще ничего не началось, а цены подскочили, растут тарифы. Так что, почувствовать — почувствуем. Вопрос в том, что в итоге эти испытания приведут к усилению страны или к экономической катастрофе. Я думаю что никакой катастрофы не наступит. Не смотря на то, что краткосрочные негативные последствия достаточно очевидны для всех, но это не повод для того что бы свое собственное будущее закрывать навсегда, идя на поводу у Американцев, у запада, слушаясь того, что того они нам предъявляют. Хотя сами они делают совершенно другие вещи: и в Косово, и в Ливии, и в других местах. Нам надо свои интересы защищать. В мире такая ситуация, что ограниченных ресурсов планеты не хватает для продолжения безграничного потребления общества, которое растет, расширяется, захватывает новые страны. Это кризисная ситуация: в двадцать первом веке человечество получит такой вызов, которого не было в двадцатом веке никогда, даже в середине двадцатого века. И борьба за ресурсы будет обостряться. А ресурсов у России очень много, населения мало. Мы сами по себе лакомый объект, для того чтобы бороться за нас. Поэтому то, что делает Путин — он делает правильно. Он защищает будущее нашего народа, которое у нас все еще пока есть. У украинцев это будущее очень тяжело просматривать. Если они присоединяются к Евросоюзу, там такие условия, достаточно жесткие выставлены, чисто экономические, что промышленность восточной Украины будет просто ликвидирована за несколько лет. Об этом академик Глазьев достаточно откровенно говорил в декабре на совещании с цифрами и фактами в руках. Он это еще тогда объяснял. Исторический момент: закладывается развитие страны на несколько десятилетий вперед. Посмотрим, что из этого получится, пока я поддерживаю все что делает Президент.
Председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо:
Конечно, я бы проголосовал за вхождение в Россию. По-моему, однозначное большинство, которые со своей головой дружат, ответят однозначно.
С Россией разговаривать языком ультиматумов — это совершенно странно. Это ни к чему не приведет. Мы себя уважаем, мы великая держава. Зачем с нами так разговаривать? Последние 100 лет на нас постоянно накладывают какие-то санкции, и после революции 1917 года. И это помогло нам в индустриализации всей страны, подняли сельскохозяйственный сектор, и сейчас мы сможем это сделать. Это наши ближайшие ресурсы, так что все нормально.
Никаких минусов абсолютно, есть одни плюсы. Мы объединяемся, есть возможность себя больше уважать. Нормально. Я сегодня участвовал в оргкомитете, по оказанию гуманитарной помощи Крыму. Даже отдых станет доступнее крымский.