Кризис современной культуры: искусство как товар Культура

В последнее время в нашей стране существует множество проблем, политических, экономических, социальных и, в том числе, культурных. На последних хотелось бы сильнее заострить внимание. Для каждого времени характерна своеобразная культура. Человек в любой, даже самой сложной ситуации, обращается, прежде всего, к тому, что отражает его внутреннюю сторону жизни, т.е. искусству и, соответственно, культуре.

Сначала нужно разобраться, что же такое культура в узком понимании этого слова. Культура общества  –  общее состояние сознания и душевное состояние граждан, отражающиеся в современном искусстве и морально-этических принципах людей. Так вот, в России это состояние разрозненное и неоднозначное. Главным образом, на культурную жизнь влияют тенденции в искусстве. С одной стороны элита, которая пытается вернуть  прежние традиция в  искусстве, что, надо сказать, тщетно; с другой — молодые деятели искусства, старающиеся выдвинуть в массы свое творчество. И если у первых еще весьма понятная цель,  довольно логичная мотивация и последовательные действия, то вторые настолько разительно друг от друга отличаются, что вносят в эстетическую сферу невероятно много материала, тем самым создавая неразбериху и хаос. Этому способствует, в большей мере, наличие свободного ресурса —  Интернет, а также отсутствие здоровой квалифицированной критики.

О критике культурных составляющих стоит сказать отдельно:  она осуществляется самими авторами и основывается на конкуренции, в основном коммерческой. К слову, коммерция относится ко всем видам современного искусства и практически к каждому создателю в частности. Сказывается повышение ценности информации в наш век, а также желание заработать на том, на чем еще не заработали другие. Таким образом, все современное искусство в совокупности представляет собой своего рода рынок, со всеми его экономическими законами и особенностями.

Так, каждый отдельно взятый автор борется только за то, чтобы его произведения потреблялись публикой, отрицая при этом возможность сосуществования разных творческих личностей, стилей и видений той или иной проблемы. Благодаря сетевым возможностям, эта конкуренция существует и процветает.  Целью, конечно же, является популярность и богатство, о духовной составляющей культуры тут речь уже не идет.
Для читателей, зрителей, т.е. для публики ситуация предстает таким образом: есть несчетное количество авторских произведений искусства, есть возможность с ними ознакомиться.  Как это ни печально, нет возможности выбрать.  Выбрать действительно стоящее: отделить настоящую культурную уникальность от  «продукта», взращенного рекламой, узреть в этом разнообразии жемчужину. Правда, публика сегодня действует с точки зрения удобства:  чем проще  –  тем лучше. И эта простота становится основным средством выразительности для авторов. Отсюда и нецензурная лексика в масштабах поэтического и прозаического  произведения, отсюда и примитивизм в музыке, и полная подробная реалистичность в кинопроизводстве.

Несмотря на то, что у каждого человека существуют свои предпочтения и мировоззрение, в соответствии с которым он относится ко всем сферам жизни, а спорить о вкусах дело неблагодарное, состояние духовного воспитания и восприятия прекрасного как нельзя лучше и красочнее иллюстрирует настроение общества в целом. И,  на мой взгляд,  сегодня оно плачевное.

Софья Садовская

 

А теперь поделись со всеми этой новостью ☛

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.