Имеем рост минимальной зарплаты и к...
8 лет назад
Саратов получит трак... В результате встречи губернатора области Валерия Р...
Правительство област... Губернатор Валерий Радаев подписал распоряжение в ...
Из-за пожара в много... Как сообщили в пресс-службе МЧС по Саратовской обл...
Под колеса маршрутки... Сегодня, 15 декабря, примерно в 8:30 в Саратове по...
Вопросы образования, проведения ЕГЭ и различных процедур, связанных с государственным экзаменом являются дискуссионными для российского общества. В этом году по уже устоявшейся традиции выпускники школ сдавали ЕГЭ. По той же традиции некоторые экзаменуемые и их родители остались недовольны.
Кроме того, в этом году активно обсуждались вопросы введения выпускного сочинения для школьников. Недавно были объявлены 5 направлений, в рамках которых в декабре текущего года ученики по всей стране будут писать сочинение.
Также, в ходе беседы были затронуты темы, касающиеся современной журналистики, в том числе, недавно совершенного нападения на известного саратовского журналиста-аналитика Александра Крутова.
Об этом и многом другом корреспондент сетевого издания «МедиаСар» побеседовала с научным руководителем Института филологии и журналистики профессором, доктором филологических наук Валерием Прозоровым.
МедиаСар: Как Вы относитесь к возвращению сочинений для выпускников?
Валерий Прозоров: Отношусь положительно. В школе надо учить свободно думать и грамотно писать. Сама идея возвращения в школы сочинений мне очень близка. Всё дело – в исполнении этой благой идеи.
М.: Смогут ли дети после нескольких лет подготовки к тестам перестроиться на написание полноценного сочинения? Сложно ли будет ученикам подготовиться? Не приведет ли это к наплыву абитуриентов в ссузы из-за низких баллов? И если да, то как это отразится на высшем образовании в России.
В.П.: Сразу, с непривычки будет сложно. КИМы (контрольно-измерительные матералы) учат другому. Но надо же не только всеобщим натаскиванием на ЕГЭ заниматься! А ссузы во все времена не меньше, чем вузы, нужны – это очевидно. В высшем же образовании очень много «липы»: возьмите только массу гуманитарных образовательных направлений в наших непрофильных вузах! Примеров не счесть!
М.: Несколько дней назад стали известны направления для написания выпускного сочинения — их 5 (основные про войну), как Вы относитесь к выбору этих направлений?
В.П.: Основные — о войне?! Абсолютно не согласен!
«Недаром помнит вся Россия…» – это ведь не только про лермонтовское «Бородино», это тематическое направление, посвящённое прежде всего 200-летию великого поэта, его юбилею, живой жизни его литературного наследия.
Спор поколений – тоже не война, это вечные и трудно осуществимые поиски согласия между отцами и детьми.
Толстовское «Чем люди живы?» – очень интересное направление для размышлений старшеклассников о времени и о себе. Не говоря уже о пронизывающем нашу жизнь диалоге человека и природы.
Про войну одно направление – «Вопросы, заданные человечеству войной» — вполне уместное в канун 70-летия Победы. Наталья Дмитриевна Солженицына и возглавляемый ею экспертный совет, я считаю, представили на выбор интересные, содержательные направления для работы над сочинениями.
М.: Как Вы относитесь к тому, что сочинение будет учитываться при приеме в вуз? Ведь при желании в вузе смогут набавлять за него баллы.
В.П.: Если выбранное абитуриентами образовательное направление – гуманитарное, то почему бы не учитывать зачет по сочинению при поступлении на это направление?
М.: Что Вы думаете о заявлении министра образования РФ Дмитрия Ливанова, который предложил в связи с ухудшением баллов ЕГЭ по русскому языку уменьшить количество часов в школах на иностранный язык и добавить часы по русскому языку?
В.П.: Думаю, что негоже добавлять часы по русскому языку за счёт часов на иностранный язык. Напоминает басню Ивана Андреевича Крылова «Тришкин кафтан»…
М.: Как Вы считаете, такое нововведение, как портфолио, необходимо?
В.П.: Есть смысл учитывать портфолио абитуриентов, поступающих на творческие специальности, например, на журналистику.
М.: Поговорим конкретно о журналистах. Упал ли уровень общей подготовки по всем предметам у абитуриентов, поступающих на факультет журналистики? А конкретно уровень по русскому языку и литературе?
В.П.: Нет, не упал. Последние полтора десятка лет уровень общей подготовки примерно один и тот же, включая и русский язык, и литературу. Хотя надо сказать, что в Институт филологии и журналистики Саратовского университета на все образовательные направления традиционно поступает и очень большое число способных и хорошо подготовленных абитуриентов.
М.: Отличаются ли сегодняшние студенты от студентов, поступавших 10, 20 или 30 лет назад?
В.П.: От тех, кто поступал лет 10 назад, не очень сильно отличаются. А вот от тех, кто поступал примерно 20-30 и больше лет назад, многие нынешние отличаются, конечно, большей самостоятельностью мышления, большим прагматизмом, большим знанием того, что ждут и чего не ждут они от самого образовательного процесса.
М.: С какими трудностями сегодня приходится сталкиваться преподавателям?
В.П.: Остаётся и всегда будет оставаться проблема поиска и обретения общего языка, общего (но совсем не обязательно – единого), сходного понимания важнейших профессиональных проблем, обсуждаемых в процессе образования…
М.: Легко ли студенты-филологи после окончания вуза устраиваются на работу по специальности? Какой процент?
В.П.: Устраиваются все! Другой вопрос – о соответствии работы полученному образованию. Но я убеждён, что гуманитарное университетское (и прежде всего широкое филологическое) образование даёт способным выпускникам реальную возможность быстрой и умелой адаптации ко всем практически сферам жизнедеятельности, в которых востребовано Слово. Так оно на деле и случается. Могу приводить бесконечное множество разнообразных конкретных примеров…
М.: Чем отличаются современные журналисты (выпускники) и сама журналистика от выпуска и журналистики 1970-х и 1990-х?
В.П.: Наверное, тем же, чем сама журналистика соответственно 70-х или 90-х годов отличается от современной медийной работы. 70-ые – советская партийная журналистика, которая шла в русле верховных «установок». Пусть мизерно, пусть очень робко, но журналистика тогда стремилась, насколько позволяли предлагаемые обстоятельства, выполнять свои социально значимые функции. В 90-ые журналистское слово отвоевало себе свободу. Другое дело, кто и как ею воспользовался…Ну а сейчас пришла повсеместная пора журналистики заказа… Каковы реалии, таков и собирательный портрет журналиста. Хотя профессия эта была и будет по большей части штучной, даже в больших медийных коллективах и сообществах.
М.: Как Вы считаете, в век интернета соблюдаются ли журналистами права человека на частную жизнь? И если нет, то оправдан ли такой подход к делу?
В.П.: Опять же речь о разных журналистах: о тех, кто права человека на частную жизнь старается соблюдать (даже вопреки жёлтоцветным редакционным заданиям), и те, для кого верх блаженства – замочная скважина…
М.: Возможно ли в современном мире избежать информационных войн?
В.П.: Думаю, что нет, невозможно. Здесь журналистика идёт в форватере политики, разномасштабных и разнонаправленных (в т.ч. и противоположных) политических интересов.
М.: Недавно избили известного саратовского журналиста Александра Крутова. Каким образом такое стало возможно? Как Вы считаете, найдут ли виновников преступления?
В.П.: А нашли ли заказчиков (именно заказчиков, а не исполнителей, хотя и с исполнителями тоже далеко не всё понятно) убийства Анны Политковской? Нашли ли виновников предыдущих нападений на Александра Николаевича Крутова? Нашли ли нападавших на Вадима Рогожина? Вот и ответ. Журналистика становится всё более и более опасной для жизни профессией, если касается негласно запретных тем или наступает на чьи-то частные интересы…
М.: Каковы Ваши планы в научной сфере? Есть ли новые проекты, которые Вы собираетесь реализовать?
В.П.: Планов и проектов много, и это отдельный сюжет. Занимаюсь Чеховым. Пишу об актуальных во все времена, но в ХХI-м веке жизненно важных речевых жанрах спора и взаимного поиска согласия. В науке о журналистике более всего интересна мне природа нескончаемых интерактивных ресурсов медийных текстов, в том числе, и в интернете…
М.: Какое направление Вы курируете в рамках ОНФ? Есть ли цели и задачи, которые будут решаться народным фронтом непосредственно под Вашим началом?
В.П. Гуманитарное образование, наука и культура. Кстати, возвращение сочинений в школу – это тоже одна из моих давних забот. Выступаю с инициативой создания в нашей многонациональной, многоязычной стране (впервые в её истории) Всероссийского Филологического Общества.
Необходимость создания такой организации для меня очевидна. И вот почему. Важнейшая социальная миссия филологии — поддержание необходимого уровня культуры общения, владения нормами государственного, родного и иностранных языков, чтения, понимания, ценностного осознания слова во всех его проявлениях.
Это единственное содружество наук, имеющее, в силу своей природы, отчетливо выраженное национальное лицо. Для РФ филология — один из залогов надежной межнациональной коммуникации и принципиально важного межнационального профессионального согласия.
Цель ВФО — формирование этики ответственного отношения к государственному и родному языкам, поощрение всех видов филологического просветительства, забота о развитии филологического образования и культуры, поддержка инициатив, направленных на глубокое осознание лингвокультурного богатства РФ при особом внимании к государствообразующей русской словесности.
М.: Поговорим немного о Вас. Есть ли у Вас мечта?
В.П.: Мечтаю о том, чтобы благополучно сложилась судьба моих внуков…
М.: Хватает ли времени на хобби?
В.П.: Хобби – увлечение, любимое занятие на досуге. В этом смысле я счастливый человек, потому что основная моя филологическая профессия для меня – это и работа, и увлечение, и отдохновение тоже!
М.: Благодарим Вас за уделенное нам время.
В.П.: Спасибо Вам.
Беседовала корреспондент СИ «МедиаСар» Марина Елисеева