Профессор Устьянцев: «Если у человека нет цели, то любой ветер не будет попутным» Интервью

Владимир Устьянцев

Происходящая реформа образования ставит вопросы о судьбе и перспективах гуманитарного  образования в России. Сетевое издание «МедиаСар» обратилось за комментариями по данному вопросу к заведующему кафедрой теоретической и социальной философии СГУ им. Н. Г. Чернышевского, доктору философских наук, профессору Владимиру Устьянцеву.

Как нам известно, Вы много лет руководили кафедрой, в прошлом году кафедра получила статус «золотой», как Вам это удается? Сложно ли было создать целое направление по исследованию рисков?

Вопрос интересный. После защиты докторской диссертации в Институте философии АН СССР в 1985 г., я был избран по конкурсу заведующим кафедрой философии СГУ. Это был первый год «горбачевской перестройки». Много говорилось о новом мышлении, гласности, о человеческом факторе. В годы перестройки на кафедре значительно расширилась социально-философская проблематика. В годы ельцинских реформ философы обсуждали теоретические вопросы глобализации, пространственное бытие общества, ценностный мир человека. В 90-е годы кризисные явления в экономике, ожидания глобального экологического кризиса, девальвация духовных ценностей – все это оказало влияние на тематику кафедральных работ. На рубеже веков заметно усилились интересы к рискогенным процессам в обществе. Философия социальных рисков становится приоритетным направлением  кафедры. На пленарном заседании 3-го философского конгресса (в Ростове-на-Дону, сентябрь 2002г) я выступил с докладом «Жизненное пространство личности в обществе риска».  Там были определены основные позиции саратовской философской школы по рискам. За прошедшие годы на кафедре подготовлены и успешно защищены 7 кандидатских диссертаций по рискам, готовятся к защите 2 докторские диссертации. Издано три авторских и 5 коллективных монографий. Наши исследования по рискам были по достоинству оценены философским сообществом России. На IV-VI Российских философских конгрессах работали круглые столы по рискогенной тематике, организованные философами СГУ и  СПбГУ. Весьма показательно, что исследования философов-рискологов кафедры теоретической и социальной философии высоко оценили ученые-естествоиспытатели. В мае 2013 года Президиум Российской академии естествознания наградил кафедру дипломом «Золотой кафедры России». В августе 2013 года Европейский консорциум наградил меня международным орденом «Трудом и знанием». С полным правом эти награды можно отнести к профессорам, доцентам, молодым ученым философского факультета, успешно работающим над фундаментальными проблемами общества риска в России.

Как Вы считаете, каково  назначение философии в современном мире?

Существует огромное число мнений о предназначении философии. Мне представляется существенным  выделить три горизонта философии: как знание о всеобщем; как институциональная система; как образ жизни. Эти горизонты взаимосвязаны между собой. Довольно часто студенты философского факультета заявляют о себе – я философ. Преподаватель философии более осторожен. На прямой вопрос он чаще всего отвечает- я работаю на кафедре философии. И это не простая оговорка. Изучать философию — это одно, а быть философом по жизни – это другое. Философия как профессия задает свои правила социальной игры, находится под воздействием статусных отношений и принятых обязательств. Философия как образ жизни стремится приближать человека к свободе духа, к постижению смыслов. Э. Гуссерль  отмечает: «Между сознанием и реальностью поистине зияет пропасть смысла». Соотнося мир ценностей и целей жизненного пути, философ обретает себя, находит собственное предназначение в мире. Когда профессионально обязательные установки, задаваемые обществом, совпадают с творческими установками собственного «я»  или дополняют друг друга, философ в состоянии реализовать собственное предназначение.

Как Вы считаете, каково  назначение философии в Саратове?

Если этот вопрос отнести к философским знаниям саратовского  университета, то надо  отметить следующее. В 1992 году с открытием философского  отделения на базе филологического факультета СГУ, деканом которого был В.В. Прозоров, в стенах университета были заложены  основы профессионального философского образования. В 2000 году был создан философский факультет как самостоятельное структурное подразделение  университета (первый декан – профессор Борис Иванович Мокин). Нам удалось выстроить систему философского образования. Поступая на философский факультет, студент в состоянии пройти все ступени от бакалавра до доктора философских наук. И это говорит о многом.

Чем, по Вашему мнению, отличается обучение философским наукам сегодня и 20-30 лет назад?

Изменения, происходящие в наши дни, обусловлены многими факторами. Возьмем только два: 1)Начавшийся переход от книжной к посткнижной культуре изменяет духовную матрицу всей системы социально-гуманитарного образования. Формируется новое культурное мышление, происходят институциональные сдвиги. Примером могут служить пустые залы научных библиотек, пространство знаний из залов  библиотек переходит в пространство компьютеров.  Сознание стремится найти новые вехи в мире информации. Гуманитарные науки еще  не нашли достойного ответа  на вызовы компьютерного века. 2) Знания порождают новое общество –  «общество знаний». Новый мир напоминает огромную лабораторию, где все меньше остается места для интеллектуала-одиночки. Знание превращается в товар,  разрушая тонкую субстанцию гуманитарных наук, подвергающихся атакам экспертных сообществ, закрепляющих информационный порядок посткнижной культуры.

Как Вы относитесь к  изменениям, которые сегодня происходят в российском гуманитарном образовании и философском образовании, в частности? Как вы считаете, какие изменения для будущих аспирантов будут внесены ВАКом?  Хорошо ли что ужесточаются правила для аспирантов, а также правила проведения защиты и форма обучения в аспирантуре? Правильно ли, что аспирантура теперь имеет только очную форму обучения?

С 1 сентября 2013 года вступил в действие закон «Об образовании», где представлены правовые основы, регулирующие обучение в аспирантуре. По новому законодательству в аспирантуру будут приниматься на конкурсной основе выпускники магистратуры и специалитета.  В общеобразовательную  подготовку включены специальные курсы, в аттестацию входит сдача государственного экзамена по избранной специальности, экзамены кандидатского минимума сохраняются. Основные требования к защитам кандидатских диссертаций остаются – научная новизна и личный вклад молодого  ученого в тему исследования. Все нововведения по организации учебного процесса и аттестации подчинены этому требованию. Считаю, что исключение заочной формы обучения в аспирантуре не оправдано и противоречит принципу непрерывного образования. Думаю, что ВАК со временем вернется к практике заочного обучения. Что касается практики утверждения количеству бюджетных мест для ВУЗов, то она остается прежней. ВУЗ отправляет заявку на количество мест в аспирантуру в Минобрнауки, как правило, эта заявка удовлетворяется. В 2014-2015 году по направлению подготовки «Философия, этика, религиоведение» в СГУ выделено 8 мест. Наиболее востребованные специальности – социальная философия и история философии.

Есть ли у Вас мечта?

Хороший вопрос. Начну издалека. В 60-е годы в одном известном шлягере были слова: «Обещают космонавты и мечтатели, что на Марсе будут яблони цвести». До Марса далеко, но, когда мне становится не по себе от тяжелых дел и навалившихся земных забот, я мечтаю оказаться в цветущем саду, в своем маленьком доме в старой Лопуховке, и мечта обогревает душу. Иными словами мечта – предвестница душевного здоровья. В мечте таится цель жизненного пути человека. В древней китайской поговорке говорится: «Если у человека нет цели, то любой ветер не будет попутным». Мечта приближает цель и тогда ветер жизненных перемен становится попутным.

Как Вы проводите свободное время, какой фильм посмотрели или может книгу прочли?

Уже в студенческие годы я разработал для себя особую методику чтения книг в свободное время. Цель — совмещать разные эпохи. Читая в далеком 1968 году в зале дипломников научной библиотеки «Философию истории» Гегеля, для отдыха я взял книгу Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков». Эффект оказался неожиданным и весьма интересным.  Совсем недавно, читая «Пражское кладбище» Умберто Эко, я взял книгу Гая Светония «Жизнь двенадцати цезарей», раздел об императоре Нероне. Тем, кто интересуется герменевтикой, я рекомендую такой компаративистский прием – не пожалеете. Попробуйте повторить мой опыт.

Какие перспективы у кафедры?

Мы ищем пути соприкосновения философии и живой практики. Мы избрали путь, связанный с тем, чтобы учесть опыт наших наработок по исследованиям общества риска, соотнести это с учебным процессом. Сейчас нами разрабатывается новая специальность, которая называется «рискогенные системы». Уже подготовлено около 60-ти учебных программ. В качестве лекторов и соучастников нашей работы мы пригласили представителей: географического, социологического, юридического, экономического факультетов. Планируется начать подготовку этой специальности в масштабах бакалавриата.  Обучающиеся на этом направлении смогут получить навыки двух видов: рисколог-методолог и рисколог-практик.

В планах на этот год — провести очередные «Аскинские чтения». Они носят -республиканский характер. Это будут VIII по счету чтения. Кроме того, мы планируем проведение круглого стола по теме «Риски цивилизаций и культур», а также нескольких конференций молодых ученых.

 

Владимир Устьянцев

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст: Марина Елисеева

А теперь поделись со всеми этой новостью ☛

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.